Версия непонятно чья - "русская". Спасибо господам пиратам. Текст русский, звук немецкий. Песня на заставке английская. Хорошая, ритмичная. Приятная. Жмем New Game. Выбираем себе морду и в путь. Первое, что бросается в глаза - тормоза. Моего Athlon 1400, 512 RAM, GeForce FX 5600 256Mb маловато. Настройки видео отсутствуют как факт. Единственное положение камеры, при котором ве еще более-менее ничего, это над головой персонажа и вниз - полигонов мало, FPS-ов много. При попытке обозреть горизонт FPS-ы стремятся к нулю. Ладно, плевать, бежим дальше. Добегаем до публичной казни. Видя толпу народа, видеокарта говорит БЖ-Ж... Это плохо. Скрепя сердце плюю на это безобразие и пересаживаюсь на P4 3200, 1024Mb RAM, Radeon X600 - вроде пошла шустрее.
Мораль первая: игра тормозит, дай бог в нормальной версии это поправят.
Итого: Бежим. Напоминает... Shadow Company. Для тех, кто не в курсе - трехмерный Jagged Alliance. Хотя обилие персонажей и общая атмосфера дает уклон на Fallout. Но все же ролевая система, а также строение зданий и содержимое ящиков напоминает Jagged. Объекты... камней-обломков-веток-деревьев-домов-лавочек-столов-и т.п. много, ящичков мало. В ящичках всякое барахло - велосипедное седло, пульт от джойстика, лейка, скотч... Что характерно, открываются только заполненные ящики, так что сложить все на полочку а-ля Fallout не получится - все мое ношу с собой. А инвентарь до ужаса мал. Жаль. Бежим еще дальше. Разговариваем. Диалоги ветвятся, но, по-моему, для красоты, т.к. реально все ветки либо все равно проходятся по очереди, либо идут параллельно, различаясь эмоциональной окраской, напоминая Jagged-овское "вежливо-нейтрально-грубо". Так что не Fallout с его греющими душу пятиминутными кликаниями по веткам диалогов в поисках сокровенного. Получаем первый квест. Лезем в журнал. Приятно. Квесты упорядочены, представляют собой раскрывающееся дерево с указанием деталей. Ну чистый Fallout. Хотя до Златогорья 2 все же не дотянули, хотя в общем-то и не надо. Зато есть то, чего до сих пор я не видел нигде - кнопка "Отказаться от квеста". Скажу сразу - не нажимал, но само наличие греет душу. Все связанное с квестами помечается на миникарте. Правда, ВСЕ связанное и со ВСЕМИ квестами, как выяснилось позднееНо это детали. Итого, идем выполнять первый квест - получать паспорт. Выполняем. И вот тут-то оно, сокровенное - генерация персонажа.
Ролевая система: Как я уже и говорил, напоминает Jagged Alliance. Несмотря на Силу-Выносливость-Интеллект-Харизму-Ловкость-Подвижность (почти S.P.E.C.I.A.L.), навыков бедновато. Ближний бой, легкое оружие, тяжелое оружие, снайперское как не странно (хотя может это энергетическое спасибо пиратам? :), метательное и взрывчатка. Из второстепенных - выживание (умение охотиться, свежевать тушки, искать воду (и не спрашивайте меня как это делается - не знаю пока), скрытность, кражи, отмычки, техника, вождение, красноречие (оно же торговля :), и медицина. Начальных перков штук шесть - все типа плюс-минус к статсам (Ну типа "красивый" +3 Харизма -3 интеллект). И еще штук шесть специализаций - вор, огнестрельное оружие, медик и т.п. - определяют плюс к навыкам. Есть еще добираемые перки. Впечатление такое, что базируются они на величине навыка - есть у тебя 60 медицины - можешь взять "Первую помощь" - умение лечить легкие раны без аптечек. Если кто еще не догадался - прокачка идет банальным Level-Up-ом. +1 к статсам и +10 к скиллам. Когда будут перки и у всех ли прокачка идет одинаково - не знаю, т.к. Level-Up-ился только один раз
Итого. Сгенерялись. Бежим набирать команду. В связи с отсутствием денег (которых, кстати, и позднее обнаружить не удалось - есть у.е., в которых измеряется стоимость вещей, но обмен только бартерный) народ выбираем на халяву. Выбор скудноват - вояка, пара воров, медик, техник, стеллс-рукопашник, водила. Беру медика, вора, техника и панка-водилу. В нагрузку дают пиз... писд... а! - пистолет и полсотни патронов. Опять же вспоминается Shadow Company - патроны расфасованы в коробочки по эндцать штук. Количество паронов в коробочке никак не связано с количеством их в обойме. И между собой коробочки тоже не клеятся. Эдакий абстрактный Bullet Storage. (Интересно, ну ладно в револьвер патроны можно по одному из коробки пихать, да и в дробовик а в пулеметную ленту как? Успеет?) Попутно проверяем умение "Воровство". И вот тут то и обнаруживается первый блин. При попытке обнаружить Button, соответствующий данному умению, оказывается, что его нет. Есть кнопочка, включающая/выключающая вентилятор на HUD-е правее персонажей (очень полезная штука - вдруг инвентарь греться начнет), есть еще какое-то барахло, а воровства нет. Как выяснилось позднее, нет также кнопок управления положением персонажа, использования его вещей, умений etc. Нет. В настройках обнаруживаются кое-какие бинды, но краж и медика там нет и в помине. Начинаем искать. После некоторой борьбы с интерфейсом выясняется, что все функции вызываются путем последовательного:
1) Выбора действующего персонажа
2) Наведения курсора на объект действия
3) Нажатия и удержания правой кнопки мыши до появления характерного контекстного меню из иконочек
4) Вспоминания значения каждой из пиктограмм выпавшего меню или последовательного наведения на них курсора мыши в поисках хинта, что не всегда помогает
5) Выбора соответствующей пиктограммы и щелчка левой кнопкой по ней
6) И не факт что это поможет...
И это не единственные сюрпризы. Вор, например, может воровать, но не может разговаривать - может потому, что его когда-то засекли, но скорее из вредности. Стрелок, несмотря на продвинутые навыки в медицине, не желает лечить своих, а может только атаковать. Вор, при попытке вскрыть замок на сундуке, говорит "Здесь нужен специалист", игнорируя мой естественный вопль "А ты #*^%%$ кто?!!!". Отсюда:
Мораль вторая: интерфейс интуитивно непонятен и неудобен.
Плюс вдобавок раздражают окошки с сообщениями, выпадающие через полминуты после действия (а чаще много окошек, выпадающих сразу, т.к. за полминуты я много во что потыкаюсь), но будем думать это поправят. Также информация о вещах скудна и присутствует только в хинте - никакого тебе окошка со страницей текста с описанием. Зато понравилось, что наказание за воровство - выговор от объекта кражи. Так что можно попытаться еще раз. И еще раз... Ни кармы, ни отношения, ничего подобного я не заметил. Лепота... А при вытаскивании у прохожего лазерного прицела оказалось, что лепота вдвойне. Но... размер инвентаря и невозможность складировать вещи быстра привела к мыслям о поисках торговца. Как оказалось, этот полезный дядька помечен на карте специальным знаком, который, правда забыли подписать - но с кем не бывает. Как я уже и говорил, обмен бартерный. Навык красноречия несколько меняет цену (причем на самих вещах цена написана стабильная, а меняется она лишь после помещения объекта на стол обмена - еще один камень в сторону интерфейса).
Обилие ненужных объектов, наличие навыка техники, способность оружия к самополомке привела к мысли поискать конструктор вещей. Оказалось, он имеет место быть - четыре слота кладем туда части, жмем Button, получаем результат в зависимости от навыка конструктора. Т.к. рецепты вещей отсутствуют, поверим пока на слово. Хорошо хоть при положении пистолета в слот цветом выделились патроны для него и лазерный прицел. Спасибо, учтем.
А потом мы пошли на карту. Добрались до края локации, щелкнули, вывалились. Карта что-то типа Baldur's Gate. Листик с выделенными локациями и перемещением от одной к другой. Никаких тебе Jagged-овских или Fallout-овских клеточек с возможность пойти в любую точку. Куда сказали, туда и ходи. Причем на моей слабенькой машине (повторюсь: P4 3200, 1024Mb RAM, Radeon X600) перемещение из пункта А в пункт Б занимает кучу времени: от кликанья мышкой по пункту Б до появления визуализации меня (маленькой красной точки) в пункте А проходит секунд 7. Вот точка появилась. Ждем еще секунд 5-6. Точка поняла, что дальше ждать уже бессмысленно и начала плавно перемещаться к пункту Б - по новой точке в 2-3 секунды. Итого секунд через 15-20 доберемся. Никаких встреч по пути не было. Случайных локаций тоже. Хотя, надо сказать, ходил я ровно два раза. Так что вопрос один - если это такой Load (вполне вероятно, уровень-то не подгружается в финале), тогда еще ладно, хотя тогда под сомнением случайные встречи и непонятно где и как искать воду и охотиться. Но... если будет время постараюсь выяснить.
А теперь долгожданное - бой. Realtime с паузой. Никаких выкрутасов. Старый добрый... правильно, Shadow Company. Тут стреляем сюда, тут забегаем сзади и режем ножом, голые руки у нас, оказывается, уже не оружие (еще бы две тышщи семьдесят лохматый год на дворе). Брони нет, есть Arcmor class. Повышается шмутками. Хотя, может потом будет. А пока - защита 2, защита 3, попал/не попал... Выстрелов в глаз нет, попаданий в части тела не нашел (может того, опять контекстное меню повызывать?). Critical hit вроде был, хотя может это просто Maximum Damage хороший попался. В отсутствии боевых логов (в отсутствии... эх...Fallout...) непонятно. Вот и все. Годами выверенная добротная система. Ах да - частота атак по-моему повышается с ловкостьюВо!
Что еще? Неплохая заскриптованность NPC. Ходят, спят на скамейках, общаются, греются у костра. Напоминает Готику. При всей общей бестолковости впечатление жизни все же остается. Понравилась сцена у костра - наворовал я штуки три сковородки с мясом и один кусок сырого мяса. Тут смотрю - кто-то мясо у костра жарит. Ищу свою сковородку и думаю - что с ней делать? Попробовал в конструкторе с мясом склеить - не клеится, банальное "заюзать мясо на сковородку" не помогает, смотрю - сковородка экипируется. Надел. Тут же в статусе красная лампочка загорается - "безоружен". Хоть и не согласен я с этим - в умелых руках и сковородка - атомная бомба (опять же, Jagged... лом в руках, прыжок с крыши... ни один спецназовец не выдерживал...), но ладно. Появляется в руках у меня точно такая же сковородка. Наученный горьким опытом вызываю контекстное меню костра - две иконки "осмотреть" и "подойти". Спасибо. Пробую еще методы. Видя мои потуги с окрестных домов поттягивется пара NPC и начинает жарить мясо. В СКОВОРОДКАХ! Я начинаю искать с удвоенной силой - не жарится. Подтягивается еще один NPC, присаживается у костра, достает сковородку... ПРИСАЖИВАЕТСЯ! Толчок мышкой под колени, мой персонаж чуть ли не рушится лицом в костер, в последний момент все же ухитрившись подставить языкам огня мясо в сковородке а не на собственном череп... Безрезультатно. Апофеозом всего этого был пяток аборигенов, мирно жарящих мясо в костре и мой персонаж, тщетно пытающийся что-то делать... Так что так и не пожарил я мясоЗато научился его воровать - прямо в сковородках, на чем пока и успокоилсяЕще понравился пункт в анкете при генерации персонажа - "Вы согласны, чтобы вас после смерти съели?". Что же, интересно, жарили аборигены?
Ну, в общем, все. На сейчас хватит. Долг перед Родиной зовет работать, так что не обессудьте. Да и Fall откопировать не помешает. Никому еще не надо?