Статья про психический автоматизм, объяснение непознаваемого с научным подходом.
Показать скрытый текстВ.И. Лебедев
ЗАВЕДЕННАЯ КУКЛА
"В нашем автопарке работал шофер первого класса Серов, который рассказывал нам, что он участвует в научном эксперименте по передаче мыслей на расстояние. С помощью какой-то аппаратуры ему прямо в мозг давали слова. Он слышал их и мысленно отвечал. Мы считали, что он просто разыгрывает нас. В июле он совершил аварию. При расследовании причину аварии он объяснил так. Когда он выехал на трассу, то научный центр включил аппаратуру и приказал ему ехать на предельно возможной скорости. Он не мог не подчиниться этому приказу и на повороте не справился с управлением. Его уволили. Главный механик говорит, что это его выдумка, что такой аппаратуры нет. Если такой аппаратуры нет, то кто же тогда командовал его действиями?"
Из письма читателей
Состояние, о котором пишут водители, относится именно к психическому автоматизму. Проявление его впервые описал выдающийся русский психиатр В. X. Кандинский в конце прошлого века: "Вдруг Долин чувствует, что язык его начинает действовать не только помимо его воли, но даже наперекор ей, вслух и притом очень быстро, выбалтывает то, что никоим образом не должно было бы высказываться, В первый момент больного поразил изумлением и страхом лишь самый факт такого необыкновенного явления: вдруг с полной осознанностью почувствовал в себе заведенную куклу - само по себе довольно неприятно. Но разобрав смысл того, что начал болтать его язык, больной поразился еще большим ужасом, ибо оказалось, что он Долин, открыто признавался в тяжких государственных преступлениях, между прочим возводя на себя замыслы которых он никогда не имел. Тем не менее воля оказалась бессильною задержать внезапно появившуюся автономию языка..."
Появление "внутри головы" приказывающих голосов при развитии психических заболеваний, которые сопровождаются утратой воли, нередко интерпретируется людьми как воздействие на них либо "великих гипнотизеров" либо экспериментов с помощью какой-то "электронной аппаратуры".
Психический автоматизм, возникающий в границах религиозного сознания, может восприниматься как божественное провидение.
Так, больной Г. в период заболевания рассказывал, что постоянно слышит внутри головы "голос бога". Этот "голос" полностью владеет его мыслями и настроением, "руководит его поступками". Он отчетливо различает свои "собственные" мысли и те, которые "идут от бога". Они открывают ему "новые законы", сообщают о "космических тайнах". Больная П. в своих бредовых высказываниях утверждала, что все ее движения и мысли используются людьми другой веры и ей навязывают чужое вероисповедание.
Психический автоматизм возникает не только при психических заболеваниях, но и у здоровых людей в периоды умственного и физического напряжения, духовного подъема. У людей творческого труда они могут появляться в состоянии вдохновения. Так, русский писателей Д. В. Григорович писал: "Пробужденная творческая способность настолько могущественнее воли писателя, что во время ее прилива пишется точно под чью-то настоятельную диктовку". Болгарский поэт П. Яворов рассказывает: "Доходишь до чувства механического творчества... Своеобразный спиритизм... Кто-то мне шепчет, диктует это, до такой степени, что испытываешь мучение, недовольство в том смысле, что твоя работа как будто не тебе принадлежит, что ты только аппарат для написания ее..." Французский драматург Франсуа де Кюрель во время работы над пьесами испытывал такое чувство, будто воображаемые герои водили его пером. "Порой мне кажется, что рука у меня пишет сама по себе, независимо от головы,- признавался Вальтер Скотт.- Иногда меня подмывает выпустить перо из пальцев, чтобы проверить, не начнет ли оно и помимо моей головы писать так же бойко, как и с ее помощью".
В ряде случаев при развитии психического автоматизма появляются зрительные представления, спроецированные вовне. Так, во время работы над одним из произведений в 1889 г. Мопассан при свечах сидел за письменным столом. Вдруг дверь кабинета отворилась, в комнату вошел его двойник, сел напротив и, опустив голову на руку, стал диктовать текст произведения. Мопассан писал под диктовку. Когда он закончил и поднялся, видение исчезло.
Французский писатель-романтик Альфред де Виньи считает, что поэт присутствует как посторонний при том, что происходит в нем,- непредвиденное, божественное. Но именно тогда и создает настоящее произведение искусства, "когда он слышит таинственный голос. Он должен его ждать. Никакое другое влияние не должно ему диктовать слова, они будут недолговечны".
Такого же мнения придерживается американский писатель У. Фолкнер: "Я прислушиваюсь к голосам, и когда я записываю, что мне говорят голоса, получается как надо. Иногда мне не нравится то, что я от них слышу, но я ничего не меняю".
Из приведенных свидетельств видно, что в состоянии вдохновения поэтам и писателям кажется, что их творения порождаются не ими самими, а кем-то, как бы вселившимся в них и существующим самостоятельно. Им представляется, что они становятся орудиями каких-то сил, и собственную инициативу в этом случае они, как правило, не осознают.
При анализе высказываний ряда художников и поэтов часто можно видеть, как они, не в состоянии объяснить природу психического автоматизма в процессе творчества, склоняются то к наивному, то к философскому мистицизму. "Всякая продуктивность высшего порядка,- говорил великий Гете,- всякая значительная идея, всякое изобретение, всякая крупная мысль, приносящая плоды и имеющая длительный результат,- все это не подвластно, все это не признает ничьей власти па земле. Такие явления человек должен рассматривать как неожиданные подарки свыше, как чистых детей божьих, которые ему надлежит принять с радостной благодарностью и чтить. Здесь есть нечто родственное демоническому, которое полновластно овладевает человеком и делает с ним все, что угодно, и которому он отдается бессознательно, воображая, что поступает по собственным побуждениям".
Все вышесказанное свидетельствует о том, что во время работы автоматизируются и мыслительные процессы, протекающие подсознательно. Особенно отчетливо они проявляются у людей, которые способны в уме фантастически быстро производить математические операции: множить, делить, возводить в степень, извлекать корни. В литературе описаны случаи, когда феноменальные вычислители соревновались со счетно-решающими машинами второго и даже третьего поколения. Несмотря на то, что эти люди считают очень быстро и правильно, они не знают и не понимают, по каким законам вычисляют, и дают довольно странное объяснение. Например, вычислителю Иногда казалось, будто вместо него считает чей-то голос, и пока этот внутренний голос "делал" вычисления, сам он либо продолжал разговаривать с собеседником, либо производил более легкие подсчеты.
Можно привести еще пример, подтверждающий, что мыслительные процессы автоматизируются.
Психоневрологи У. Пенфильд и X. Джасперс проводили наблюдение за создателем теории относительности А. Эйнштейном. Во время снятия электроэнцефалограммы у него регистрировался отчетливый альфа-ритм, отражающий состояние пассивного "бодрствования". Внезапно альфа-ритм исчез, а сам физик стал беспокойным. Когда его спросили, случилось ли что-нибудь неприятное, он ответил, что нашел ошибку в расчетах, сделанных накануне. Оказалось, что во время электроэнцефалографического исследования мозг ученого производил довольно сложные и запутанные математические операции, которые выполнялись автоматически и не осознавались им.
Что же все-таки лежит в основе психического автоматизма вообще?
Процесс обучения ходьбе осуществляется в раннем детстве. Правда, довольно быстро ребенок овладевает им и потом двигается свободно, не размышляя о каждом шаге. Когда мы учились читать и писать, то каждую букву держали в поле внимания, сознательно складывая из них слова. В дальнейшем процесс чтения и писания становился автоматическим. Наиболее отчетливо образование психического автоматизма и "погружение" его в подсознание мы можем проследить при овладении человеком каким-либо навыком уже во взрослом состоянии.
Динамику этого процесса очень точно описал Л. Н. Толстой в романе "Анна Каренина" в эпизоде, когда Левин решил косить сено вместе с крестьянами: "Чем долее Левин косил, тем чаще и чаще он чувствовал минуты забытья, при котором уже не руки махали косой, а сама коса двигала за собой все сознающее себя, полное жизни тело, и, как бы по волшебству, без мысли о ней, работа правильная и отчетливая делалась сама собой. Это были самые блаженные минуты. Трудно было только тогда, когда надо было прекращать это сделавшееся бессознательным движение и думать, когда надо было окашивать кочку или невыполонный щавельник".
Теперь постараемся объяснить процесс автоматизации мышления. В проведенных нами примерах с писателями, поэтами, математиками происходит "расщепление" психической деятельности, то есть нарушается функционирование самосознания.
В обычном состоянии все свои поступки, чувства, мысли человек относит к самосознанию, самовыражению собственного "я", являющемуся иерархической вершиной в развитии психического аппарата. "Я" наблюдает, видит, чувствует и т. п. Образ вещи принадлежит "Я", но сам образ не есть "Я". Мы объективно осознаем его (образ) как нечто, существующее вне нас и находящееся перед нами, эмоционально переживаем свое отношение к нему.
Основу чувства самого себя образуют: определенный жизненный тонус и многочисленные (часто не поддающиеся контролю сознания) органические ощущения, а также вызываемые ими переживания. "Из детского самочувствия,- писал И. М. Сеченов,- родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т, е. отделять все свое внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, словом, изучать акт собственного сознания".
Физиологически функционирование самосознания обеспечивается скоординированной, цельной деятельностью многочисленных систем мозга вокруг единого доминантного очага, который и обеспечивает переживание актуального "Я". При определенных обстоятельствах эта цельная, динамически подвижная и скоординированная система может "распадаться, расщепляться" на подсистемы со своими доминантными центрами. Тогда каждая подсистема начинает автономно существовать, навязчиво (инертно) продуцируя мысли, слова и образы. Герой рассказа Л. Н. Толстого "После бала" это состояние объясняет так: "Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: "Братцы, помилосердствуйте", то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: "Будешь мазать? будешь?" Конечно, это еще не полное расщепление психики, а легкая форма навязчивости, с которой каждый из нас встречался. Но каждый также по собственному опыту знает, как иногда бывает трудно избавиться от навязавшегося мотива и слов какой-либо песенки, которую вы какое-то время вынуждены напевать про себя. Иногда степень навязчивости проявляется настолько выражение, что люди вынуждены бороться с ней. Бетховен, например, когда музыкальные образы заявляли о себе с большой настойчивостью, прибегал к ушату с холодной водой, чтобы освободиться от мучительного для него состояния.
Дезорганизовать, расщепить цельность психической деятельности могут не только патологические процессы, вызванные заболеваниями, но и целый ряд других факторов. К одному из них можно отнести резкое изменение и извращение нервных импульсов (афферентации) со стороны рецепторов мышц, вестибулярного аппарата и других органов. При первых полетах на самолетах с воспроизведением кратковременной невесомости человек именно сталкивается с измененной афферентацией, у него также нарушается восприятие собственного тела и актуального "Я".
В наших экспериментах с воспроизведением невесомости на самолетах один из испытуемых, врач по профессии, о своих ощущениях рассказал: "В начале воздействия невесомости в первой горке почувствовал какую-то неестественность. Казалось, что руки стали удлиняться и увеличиваться в размерах. Четко понимал, что руки не могут увеличиваться, но эта иллюзия держалась на протяжении воздействия в первой горке". Аналогичные феномены имели место и во время космических полетов. Румынский космонавт Д. Прунарию рассказывал: "Мне на орбите сначала показалось, что голова отделилась от туловища. Потом все стало на свое место".
В этих самонаблюдениях четко прослеживается нарушение восприятия "схемы тела", под которой в психологии понимается отражение в сознании основных свойств и способов функционирования как отдельных частей нашего тела, так и тела в его цельности.
Иллюстрацией нарушения единства "Я" может служить следующее наблюдение. "В первой горке при наступлении невесомости,- рассказывал испытуемый Н.,- возникло чувство проваливания, которое длилось секунд пять. А затем появилось необычное ощущение. Стало казаться, что это не я сижу в кресле, пристегнувшись ремнями, а кто-то другой. "Он" выполняет пробу на координографе, а я только наблюдаю за ним. Я понимал, что так не может быть, но тем не менее до конца режима это ощущение продолжало оставаться". В приведенном примере испытуемому казалось, что его действия совершаются не им, а кем-то другим (то есть утрачивается единство собственного "Я"). Психический автоматизм может появляться также при астенизации (истощении) нервной системы в условиях изоляции, когда в коре полушарий головного мозга начинают появляться гипнотические фазы. Примером может служить самонаблюдение М. Сифра, сделанное во время пребывания в пещере. В своей книге-отчете он пишет: "Ощущение было неуловимое, неприятное и до какой-то степени ошеломляющее. Словно ты раздвоился и потерял контроль над своим "Я"... Я что-то делал и одновременно видел, как бы со стороны, что я, другой, делаю. Два "Я" в одном теле. Мне казалось это диким, бессмысленным, тем более что разум мой был еще острый и ясный, и я сознавал, что сижу под землей на глубине 130 .метров. Непреодолимое желание физически утвердить свое "Я" охватило меня".
"Расщепить" психическую деятельность и вызвать высвобождение психических авгоматизмов может и длительная бессонница. У испытуемого А. в эксперименте О. Н. Кузнецова с лишением сна до 74 часов в условиях сурдокамеры на 67-м часу бессонницы появилось непонятное и незнакомое ему чувство раздвоенности, отчужденности и насильственности выполняемой им работы. "С одной стороны,- рассказывал он после эксперимента,- мне было безразлично, что я делаю, с другой, мне казалось, что я для другого кого-то делаю. Как будто не я сам, а какая-то сила заставляет меня это делать. Как будто кто-то мне говорит: "Выполняй", и я работаю. А потом я говорю ему: "Зачем тебе все это надо? Давай заканчивай".
В данном случае у человека произошло "расщепление" психической деятельности, которое вызвало переживание утраты единства "Я" и иллюзию, что кто-то командует его действиями.
В отличие от психических нарушений при заболеваниях, а также возникающих у мистиков в результате определенных приемов чувство раздвоенности у всех наших испытуемых не сопровождалось нарушениями в поведении и бредовой интерпретацией. Логически рассуждая, они правильно оценивали свое состояние, не преодолевая при этом, однако, иллюзорность самовосприятия и эмоциональную тягостность. Но испытуемые были на том рубеже, при переходе через который человек теряет критичность и начинает действовать по приказу чьих-то голосов.
В мистических сектах для вызывания необычных психических состояний, возникающих в результате дезинтеграции, расщепления психической деятельности, чаще всего прибегают к длительным постам, изоляции, к ночным богослужениям и т. д. В сектах для этой цели применяются, говоря современным языком, интенсивные методы. Примером могут служить радения в сектах хлыстов ("божьих людей").
Радения, как правило, происходят по ночам. Верующие переодеваются в длинные белые рубахи. В руки берут полотенца и зеленые ветки ("пальмы"). Радение начинается с молитв, чтения "священных книг", пения религиозных песен. Затем все встают и медленно в такт пению начинают ходить друг за другом, образуя круг. Дальнейшее описание обряда нами заимствовано из романа "На горах" П. И. Мельникова (А. Печерского): "Живее и живее напев, быстрее и быстрее вертятся в кругах. Не различить лица кружащихся. Радельные рубахи с широкими подолами раздуваются и кажутся белыми колоколами, а над ним я веют полотенца и пальмы... Быстрей и быстрей кружатся. Дикие крики, дикий визг, неистовые вопли и стенания, топот ногами, хлопанье руками, шум подолов радельных рубах, нестройные песни сливаются в один зычный потрясающий рев... Все дрожит, у всех глаза блестят, лица горят, у иных волосы становятся дыбом, то один, то другой восклицает:
- Ай дух! Ай дух! Царь дух! Бог дух!
- Накати, накати,- визгливо вопят другие.
- Ой ева! Ой ева!- хриплыми голосами и задыхаясь, исступленно, в диком порыве восклицают третьи.
- Благодать! Благодать!- одни с рыданиями и стопами, другие с безумным хохотом голосят во всю мочь вертящиеся женщины..."
Приостановимся в описании радения и посмотрим на происходящее с точки зрения психологии. Перед глазами человека при плохом освещении мелькают люди в необычных нарядах. На слух действуют резкие, редко встречающиеся в обычных условиях звуки. Измененная афферентация приходит в мозг от непрерывно работающих мышц. Вестибулярный аппарат во время вращения посылает в мозг также нервные импульсы. Мозг непрерывно бомбардируется болевыми ощущениями от ударов "пальмами" по телу и рукам. Все это происходит в состоянии бессонницы. И как результат чрезмерного перевозбуждения - рассогласование, нарушение психической деятельности.
Дезинтеграция психики проявляется в том, что кто-либо из радеющих впадает в корчи и судороги. Он начинает "слышать" голоса и "видеть" святых и другие видения. Срываясь с голоса, против своей воли выкрикивает слова и фразы, которые остальными сектантами воспринимаются как речения "святого духа", его пророчества. Эти высвободившиеся из-под контроля сознания психические автоматизмы хлысты считают проявлением "божественной благодати" и называют их "хождение в слове". Вокруг того, в кого вселился "святой дух", собираются все остальные и начинают восклицать: "Эка милость благодать, стали духом обладать!" "Дух, святой дух накатил!"
Безусловно, когда автоматизмы выходят из-под контроля сознания мистически настроенного человека, то ему кажется, что он "избранник" потусторонних сил, которые управляют им и диктуют ему свою "высшую" волю. Именно в этом состоянии люди совершают нелепые поступки, как, например, шофер Серов, а порой и тяжкие преступления. Вот почему вырвавшиеся из-под контроля сознания психические автоматизмы можно сравнить со сказочные джинном, чье поведение стало носить неуправляемый характер, как только его выпустили из найденной бутылки.
Скрыть текст