Стадо,
или почему в России не любят Америку.
В России – не любят Америку.
Не любят “культуру мак-дональдсов и попкорна”, но посещают “Макдональдс” и жуют попкорн; не любят привычку вечно жевать, но покупают “Орбит”; не любят самодовольных американцев, не любят голливудское кино. Не любят, но смотрят.
В России любят Пушкина и Достоевского – их проходят в школе и успешно забывают сразу после экзаменов; гордятся, и справедливо гордятся, великой российской культурой – Мусоргским и Пришвиным, Репиным и Набоковым…
В России – не любят американскую культуру, зато в восторге от латиноамериканской, французской, японской, и итальянской. Мало кто читал родоначальника литературного стиля “поток сознания” Генри Миллера, умершего в 60-х годах прошлого века, зато настольной книгой участницы программы “За стеклом” – является “Сто лет одиночества” Гарсиа Маркеса.
У неё, у этой участницы, есть две любимых вещи: “Сто лет одиночества”, и “жить, чтобы жизнь была, как феерверг” (орфография оригинала соблюдена).
“Ах, Мураками, ах – Борхес, ах – Ливингстон, ах – Ричард Бах!” – кричат российские эстэты.
И морщатся от одного упоминания Спилберга или Лукаса.
Но если подумать – “Звездные войны” мало чем отличаются от “Гамлета”. Разве что антуражем: вместо шпаг – лазерные мечи, вместо коней – истребители… Фраза “И первый в Дании боец” - одинаково хорошо подходит и к Гамлету и к Люку Скайволкеру. “Войны” - это сказка, говорящая о добре и зле, о жизни и смерти, о цели и средствах, о предательстве и любви… Точно такая же сказка, как “Гамлет” или “Ромео и Джульетта”. Оттого, что действие фантастического эпоса происходит в отдаленном и выдуманном прошлом – чувства, которые он вызывает, не становятся вымышленными, и миллионы людей идут на премьеру очередной серии.
Когда я смотрю американское кино, - я чувствую любовь и боль мальчика из спилберговского “Искусственного интеллекта”, я смеюсь над перепалками Шрека и осла, озвученного Эдди Мэрфи; вместе с героем “Особого мнения” задумываюсь над тем, имеют ли право одни люди осуждать и приговаривать к тюремному заключению или смерти других, ведь они люди, а не боги?
Если цель искусства – вызывать чувства, и будить размышления - разве это – не искусство?
И смотря очередной фильм, который вызывает у меня желание думать, я лихорадочно пытаюсь вспомнить: а что же за последние 12 лет создано нашими кинорежиссерами?
“Брат” и “Брат-2”? “Бригада”? “Антикиллер”? “Спецназ”? “Менты”? “Бандитский Петербург”? “Сибирский цирюльник”?
Из перечисленных фильмов я смог досмотреть до конца только два первых…
* * *
Особенно ярко нелюбовь к Америке была выражена во время второй иракской войны.
Стоило включить телевизор – и шли кадры арабского телевидения, о жертвах среди гражданского населения, о погибших женщинах и искалеченных детях… с садистким удовольствием, в течение десятков секунд, камера показывала детей с ампутированными конечностями и торчащими из худеньких телец внутренностями…
Негодующий голос за кадром вещал о “свободолюбивом иракском народе”, девицы в национальных иракских одеждах, пухлые и почему-то радостные джигиты, с “Калашниковыми” в руках, приплясывали под арабские мелодии, выкрикивая что-то военное, а я сидел и думал: почему наше ТВ морально поддерживает бесчеловечный режим Саддама? И осуждает Штаты, с их стремлением свергнуть диктатора? Почему о том, что братец Саддама насиловал иракских школьниц, и о том, что в семейном гараже находится порядка девятисот машин класса “Феррари” и “Ламборджини”, почему о захоронениях тысяч казненных иракцев нашему ТВ стало известно только после того, как война закончилась? И почему мы так рьяно осуждаем Америку? Имеем ли мы на это моральное право? У нас что, в Чечне не гибли гражданские? Наши бомбы не попадали в родильные дома Грозного? Или в нем вообще не было родильных домов? Были? Тогда почему он разрушен полностью, за исключением недавно и во второй раз восстановленного дома правительства? И как можно, положив семь тысяч своих солдат (и это по официальным данным) – злорадно говорить о гибели полутора сотен американских военных? Как можно осуждать гибель тысячи иракцев, если в Чечне погибло сто тысяч гражданских чеченцев? Настоящая цель американцев в Ираке – нефть и выгодное географическое положение страны, а у нас в Чечне – что? Восстановление конституционного строя? Не слишком ли это много –убить каждого пятого, для соблюдения его прав?
Я думал: почему “образом врага” для нашего телевидения стали Штаты, а не Хуссейн? Как произошло то, что наши заводы заключали с его режимом договора на поставку оборудования? Как вообще можно иметь в союзниках такое? Какие скрытые механизмы действуют в нашем национальном сознании при формировании образа врага и образа союзника?
Недавно корпорация “Микрософт” объявила конкурс на создание лучшей программы, имитирующей поведение животных. Была дана виртуальная реальность: светило виртуальное солнце; вбирая его энергию, росла воображаемая трава… Траву поедали парнокопытные, а их, в свою очередь – хищники. Парнокопытных и хищников создавали программисты со всего мира.
Хищники у российских программистов – не получились. Зато они создали лучших виртуальных парнокопытных. Алгоритм выживания был прост: российские коровы, не общаясь между собой (по условиям конкурса животным было запрещено обмениваться информацией) – заметив бегущую корову своего вида, тут же бежали в том же направлении. А если корова оказывалась одна, и в пределах видимости были только чужие коровы, она съедала всю траву, не давая той созреть. И погибала вместе с чужаками. Заметьте: коровы не боролись с хищниками. Коровы боролись с травоядными…
Поразительное сочетание коллективизма, ксенофобии и самопожертвования принесло свои плоды: российские коровы уели всех остальных.
Мне кажется, программистам из бывшей одной шестой не пришлось ничего выдумывать. Они просто имитировали алгоритм поведения российского народа, алгоритм, заложенный в него генами. Алгоритм, выраженный в поговорках типа: “Бьют – беги, дают, – бери”, “не высовывайся”, “гнись, но не ломайся”, а ведь известно, что поговорки никогда не ошибаются.
* * *
Россия – богатая ресурсами страна. Для того, чтобы строить яхты за четыре миллиона долларов, и встраивать в самолеты унитазы по пятьдесят тысяч – не надо приводить в порядок экономику. Для этого достаточно гнать за рубеж нефть и никель по демпинговым ценам.
Зачем снижать суммарные налоги до удобоваримых 35 процентов, после которых любая экономика предпочитает перейти в тень и перестает развиваться? Зачем упрощать систему налогов? Ведь тогда – образуется средний класс, люди станут богатыми и независимыми. А независимыми людьми – сложно управлять. Средний класс – не будет ходить строем, не будет петь гимны: он будет заниматься своим делом, строить себе дома, покупать машины, богатеть, и со временем – может превратиться в конкурента… а кому нужны конкуренты?
Богатое, образованное и непослушное население – не нужно; более того – и обычное население мешает. Выкачать нефть и выкопать никель – может сотая часть тех, кто населяет сейчас страну, остальных надо чем-то занять, увлечь и кормить. И то, что по данным последней переписи население России уменьшилось на несколько миллионов, по сравнению с данными десятилетней давности – ничуть меня не удивляет. А чтобы оставшиеся не задавали лишних вопросов – им находят внешнего врага, для тех, кто блюет от политики – с утра до вечера по всем каналам крутят боевики и всевозможные “Окна”. Количество праздников в стране превысило все мыслимые и немыслимые пределы, но зачем перерабатывать, если большая половина бюджета состоит из экспортных пошлин на нефть и отчислений нефтяных компаний по налогам?
Если бы Америки не было, её надо было бы выдумать. Что может быть отвратительней, чем образ богатого и успешного, а оттого и самодовольного соседа?
В конце войны в Ираке, за день до того, как американскими войсками был взят Багдад, я смотрел выступление иракского министра пропаганды, в котором он говорил: “Мы разобьем американцев в пух и прах. Они не выйдут из нашего города. Мы уже уничтожили их передовой отряд, ворвавшийся в столицу”. Он говорил, улыбался, и уже знал, что завтра он будет мертвым. Поразительное и абсолютно бессмысленное мужество.
Он говорил, а я думал, что он – обречен. И почему-то я подумал о нас. Точно так же, как министр пропаганды, мы все держим хорошую мину при плохой игре. Мы улыбаемся, что-то делаем, где-то суетимся, как-то устраиваемся. Но мы, по удачному выражению Жванецкого - как мухи на мясе. Только вместо мяса - один огромный нефтяно-никеливый пирог, называемый Россией. Захочет хозяин, или изменятся в худшую сторону цены на полезные ископаемые, взмах барственной руки - и нет нас.
Мы – не сеем и не пашем, мы не боремся с хищниками, вроде “свободолюбивого народа Палестины” и людоедами, подобными Саддаму. Мы не обвиняем в наших несчастьях наших хищников, которые не дают нам жить. Это слишком опасно. Мы боремся с травоядными другого вида...
Подобно виртуальным коровам, мы съедим всю траву, что есть у нас. Мы вырубим на продажу весь лес, и выкачаем всю нефть, а её осталось не так много, как кажется.
А наши дети и внуки разбредутся по планете, в поисках лучшей доли.
Так и будет, если в нашем сознании – ничего не изменится.
продолжение концерта, посвященного 1 мая 2003 года:
- Каждой женщине по мужчине! Урррра!!! Катя, Вы со мной согласны?
- Я считаю, что каждая женщина должна быть счастлива и любима. И следующую песню я посвящаю нашим мужчинам. Песня называется “Мой мармеладный”.
Заиграла фанера, поразительно напоминающая аранжировку одной из песен Кайли Миноуг, певица запела: “Попробуй чмок, чмок, попробуй джага-джага”, и зрители в первых рядах замахали в такт красными флагами.
Сегодня они счастливы, все вместе.
Завтра – они наденут серые рубашки, возьмут в руки факелы, и пойдут маршировать по улицам наших городов. Ибо нет ничего проще, чем объединить стадо одной идеей: во всём виноваты коровы другого вида.
Так они и будут ходить. Идущие вместе. Идущие на…
1 мая 2003 г., Москва.
--------------------------------------------------------------------------------
http://kobelissimo.ru/menu8.html