На днях в Иркутске произошло столкновение китайских гастарбайтеров с российскими правоохранительными органами. Строители из КНР оказали сопротивление милиционерам, вознамерившимся проверить документы у китайского рабочего. Эксперты утверждают, что это первые ласточки, в дальнейшем ситуация будет развиваться по пути усиления позиций национальных диаспор в нашей стране. Диаспоры со временем пробьются в российские органы власти, заставив Россию считаться с их интересами, что чревато частичной потерей суверенитета страны.
Напомним, что инцидент случился на прошлой неделе на строительной площадке компании «Востсибстрой». Экипаж вневедомственной охраны заметил у кинотеатра «Баргузин» подозрительного человека и решил проверить у него документы. «Подозрительный человек», оказавшийся китайским рабочим, предпочел скрыться от стражей порядка на территории возводимого «Востсибстроем» жилого комплекса. Последовавшая за китайцем милиция на территории комплекса столкнулась со 120 китайскими рабочими, которые попытались вытеснить ее со стройки. Сотрудники вневедомственной охраны вызвали подкрепление, которое китайцы, как пишут СМИ, закидали палками, камнями, кирпичами и арматурой, после чего на стройплощадку были стянуты серьезные силы патрульно-постовой службы и ОМОНа. В итоге милиции удалось восстановить порядок и задержать двоих граждан Китая, которые, как подозревается, являются зачинщиками бунта.
Это происшествие кажется частным случаем лишь на первый взгляд. На самом деле оно является знаковым. По мнению экспертов, китайцы становятся серьезной силой на Дальнем Востоке и в дальнейшем можно ожидать усиления их позиций. «В начале своего первого президентского срока Владимир Путин уже обращал внимание правительства и миграционной службы на то, что на нашем берегу Амура только три россиянина на квадратный километр, а на китайском берегу –на тот же километр приходится 140 китайцев, – сказал RBC daily ведущий эксперт Агентства политического консалтинга «Мульти Технологии» Андрей Захватов. – Как видно, статистика, приведенная президентом, не осела в головах у членов правительства, «закрывшего» российскую границу миграционными карточками, над которыми нелегальные мигранты смеются уже несколько лет. Поэтому события, связанные с неповиновением мигрантов из Китая органам правопорядка, я расцениваю как цветочки. Ягодки будут примерно после 2015 года, когда ответственные лица в правительстве, создавшие условия для расцвета неконтролируемой нелегальной миграции, будут на пенсии, а в национальных анклавах на российской территории наряду с иностранной речью будут звучать политические требования».
Заместитель генерального директора Центра политических технологий Сергей Михеев считает, что китайцы, как и любые другие национальные диаспоры, в скором времени могут стать реальной политической силой в нашей стране. «С 1991 года у нас нет национальной стратегии в отношении мигрантов, – утверждает он. – А та, которая есть, сводится к тому, что пусть едут в любых количествах. На этом кто-то зарабатывает свои деньги. При этом совершенно не учитывается тот факт, что любая национальная диаспора, достигая определенной численности, начинает требовать представительства в органах власти. Если количество китайцев на Дальнем Востоке будет увеличиваться теми же темпами, что и сейчас, то вскоре они будут избираться в представительные органы власти, создавать фракции и диктовать свою политику. Известно, что связь диаспор с метрополиями не разрывается. Таким образом, Россия в своей внутренней политике будет вынуждена учитывать интересы в том числе и Китая, а органы власти не смогут принимать решения без оглядки на китайцев. Это означает частичную потерю суверенитета нашей страной».
Показателен тот факт, что в России нет официальной статистики по численности национальных диаспор. В частности, никто не знает, сколько китайцев проживает на российском Дальнем Востоке. «Сейчас можно только говорить, что их число увеличилось в десятки раз за последние годы», – констатирует Сергей Михеев. Собственно, отсутствие каких-либо данных о численности национальных диаспор свидетельствует о непонимании правительством угрозы, нависшей над страной. «Если поворошить историю с разработкой Концепции государственной миграционной политики России, то ее первые варианты разрабатывались еще с 1992 года, –напоминает Андрей Захватов. – Но кто-нибудь видел сегодня тот вариант концепции, согласно которому Россия осуществляет свою миграционную политику? Говоря о защите своей территории, любое цивилизованное государство – как бы либерально оно ни относилось к нелегальным мигрантам – должно помнить о том, как в 50-х годах Югославия, пустив на свою территорию несколько десятков тысяч албанцев, сама под себя подложила мину, сработавшую в конце XX века. Поэтому мой прогноз – самый пессимистичный. Россия обязательно наступит на югославские грабли».
RBC daily
Отдел общества
http://www.rus-crisis.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=445&POSTNUKESID=02913b6b29c7d026220a0bbe91cdf5b6