Буддизм в действии.
1. Сущность каждого (это и называется – дхарма) не имеет формы, говорят также – пустотна, не из чего не состоит и не содержит ничего. Субъективно – дхарма это ум.
2. Дхарм бесконечно много. Они неотличимы друг от друга – нет никаких признаков, по которым можно было бы отличить одну дхарму от другой.
3. Основное, изначальное состояние это понимание факта своего существования. Никаких концепций и умозаключений – только восприятие настоящего момента. Чистое бытие. Это можно назвать началом сознания, то есть способности контролировать, упорядочивать и сравнивать впечатления.
4. В этом изначальном состоянии окружающий мир представляется как неупорядоченное множество впечатлений. Это происходит из-за неразличимости и неразделённости дхарм в изначальном состояний - возможна идентификация себя с любой из бесконечного количества дхарм и с любым их количеством. То есть субъективно это воспринимается как некоторое отличие от хаотического потока впечатлений, возникающая и исчезающая определённость и вовлечённость в некий порядок, принятие неустойчивой формы. Абсолютная неопределённость – нет ни постоянной упорядоченности по принципу причина-следствие, то есть – отсутствует временное и пространственное разделение. Не следует, в частности, представлять изначальное состояние как множество пространственно разделённых областей , в виде частиц, например. Попытки определить себя в качестве воспринимаемой формы неудачны. Возникает ситуация, которую можно выразить словами – Я равно не-Я, и Я не равно Я. Этот начальный опыт есть отделение себя от хаоса. Нет ни пространства, ни времени, ни причин, ни следствий. Вечность и хаос.
5. Возникает взаимодействие. Две или более дхарм устанавливают факт существования друг-друга при установлении порядка – устойчивой форма и её целенаправленного изменения , что является результатом усилий образующих её дхарм Вначале, на самом простом уровне, как установления факта существования другого. Это повышает определённость – в океане хаоса находится кто-то другой, который готов взаимодействовать. Подобным образом могут возникать объединения с разным количеством дхарм. Возникают и распадаются сложные структуры. Странный, смутный «предвестник» порядка, похожий на сон. Явления , впечатления нечётки, последовательность событий расплывчата, но в хаосе уже образуется всё более устойчивые «острова упорядоченности»… Воля является способностью противостоять хаосу.
6. Вечность «сжимается» до времени, то есть образуется порядок из всё более усложняющихся взаимозависимых иерархических, сетевых структур, взаимодействующих путём обмена и преобразования других структур, что требует всё более строгой определённости просто потому, что это условие существования. Что не может соответствовать этому условию возвращается в хаос. Возникают уровни определённости, предсказуемости, то есть возможность определять развитие устойчивых явлений по принципу причина-следствие, что и является в сущности тем, что называется время. В этой системе отдельные явления имеют ограниченный период существования в качестве элемента некоторых структур, после чего преобразуются, что иногда называется – смерть. При этом происходит преобразование состояний образующих это явление дхарм, их структурирование обусловленное их предыдущим функционирования в общей системе, которую можно назвать Миром
7. Мир это некоторая отдельная устойчивая игра, система, в которой возможно устойчивое развитие путём преобразования и повышения уровня осознанности. Миров может быть бесконечно много. Можно сказать так – миры конечных форм это структурированное неведение.
8. Цель игры – достижение абсолютного освобождения путём повышения осознанности. (Политическиё путь - анархия)
Примечания.
Ассоциативно, для примера, можно соотнести с некоторыми распространёнными понятиями. Например пункт 1-й это некоторое основание понятие нуля, 2-й – бесконечности, 3-й единицы, четвёртый пустотности - в математической теории множеств подобным образом определяется пустое множество – это такие элементы Х которые не равны Х, а также хаоса и т.д.