Показать скрытый текстЭтимология слова "мавка " происходит, скорее всего, от "навь" — олицетворению смерти в славянской мифологии, слову восходящему в индоевропейскому *naHu- — виду погребального обряда). Есть и другие теории, которые можно отнести, правда, к так называемым "народным этимологиям", то есть когда происхождение слова определяется по схожести.
Мавки — в украинской мифологии злые лесные духи, обитающие в водоёмах и напоминающие русалок, но с человеческими ногами. Считается, что первой мавкой стала Кострома (в славянской мифологии богиня весны и плодородия, дочь Семаргла и Купальницы, родная сестра и жена Купалы, утопившаяся в лесном озере). Существовало две гипотезы - первая заключалась в том, что мавками становились некрещеные дети, а вторая - утопленницы.
Внешний вид
Нередко в описаниях мавок нет никаких необычных черт. Они могут выглядеть как обычные, хотя и красивые девушки, высокие, круглолицые, с длинными косами, украшенные цветами. В отличие от русалок, у мавок две ноги и они могут находиться как в воде, так и на земле.
Самая известная и частая черта внешнего вида мавок обычно встречается в гуцульских верованиях и касается "отворенности" мавок . Мавка только спереди кажется человеком. Если посмотреть на мавку со спины, то увидишь все её внутренности. Когда в лесу мерещится что-то красное среди деревьев, то считалось, что это хоровод мавок, танцующих необычайно быстро и бешено. И так как их видно со спины, то их стремительный хоровод сливается в одну красную полосу.
У мавок очень маленькие ноги, следы от которых можно принять за детские. Иногда считается, что они размером с кошку, что явно напоминает про народную этимологию их имени.
Мавки могут быть и мужского пола и тогда называются дитками, однако истории, касающиеся взаимодействия мавок и людей касаются мавок женского пола.
Места обитания
Обыкновенно мавки обитают в близ водоемов, реже - в лесах и на горных пастбищах, но в некоторых пересказах у них есть жилища, которые описываются как горные пещеры, увешанные и устланны коврами, где они ткут одежду из краденого льна.
Часть легенд подразумевает, что мавки — существа ушедшие, их связь с человечеством со временем ослабла и они обитают там, куда не ходят другие люди. В одном из гуцульских рассказов передаётся, что с тех пор как женщины стали ходить на полонину (горные пастбища), то мавки ушли ещё дальше, в недеи, то есть в самые высокие, почти недоступные для человека открытые горные пастбища "куда никто не зайдёт — разве что птица залетит".
Чем занимаются мавки?
Мавки скрываются в лесах, на полях, в реках и озёрах, часто сближаются с русалками и мстят людям, за то, что допустили их раннюю смерть, сбивая путников с дороги, заводя в болота и убивая, могут защекотать до смерти. Так же, как и русалки, часто завлекают к себе мужчин и убивают их. Часто просят путников дать им гребешок. Если гребешок получают, то расчёсываются и уходят, иначе могут погубить.
На Русальную неделю бегают по полям и напевают — «Меня мать породила, некрещёную схоронила!» (укр. «Мене мати породила, нехрещену схоронила!»).
По единичным украинским поверьям, мавки появлялись на земле в то время, «когда земля покрывалась весенней зеленью».
По более старым поверьям, мавки - незлобливые, но пугливые существа, близкие по сути к дриадам.
По представлениям словинцев, мавки летают по воздуху в виде больших чёрных птиц с большими клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти.
Защитой от мавок по народным поверьям служит чеснок, хрен и полынь.
Период активности
В качестве существ враждебных человеку мавки активны весь год. С ними могут связывать невесть откуда взявшиеся детские следы в снегу в горах, которые внезапно появляются и так же внезапно исчезают. Их более нейтральная ипостась, связанная с растительностью и плодородием, становится активной мавок с наступлением весны. До нас дошли известия, что на Покутье в околицах села Обертин были какие-то весенние празднества, связанные с мавками, но их характер при этом явно предупредительный, так как праздник происходит для того, чтобы мавки впоследствии не навредили людям. Начало периода их активности иногда обозначается временем, когда снег сходит с гор и всё начинает цвести. Танцы мавок обычно носят буйный, почти оргиаистический характер, мавки могут описываться как "распутные", поэтому неудивительно, что пик их активности приходился на Ивана Купала (Зелені Свята), традиционно связываемый с разгулом сверхъестественных сил и питаемый мощной дохристианской традицией.
Взаимодействие с миром людей
Будучи сложным фольклорным образом, мавка взаимодействует с миром людей достаточно разнообразно. Как сверхъестественное существо, связанно с плодородием и цветением, она достаточно безвредна, пассивна и даже пуглива. Как демонизированное существо мавка опасна и первая может начать взаимодействие с человеком, причём обычно плохо для него заканчивающееся. Часть рассказов про мавок демонстрирует, что их образ мог быть взаимопроникающим с другими сверхъестественными существами, такими как русалки или польские богинкі и гуцульские мамуны , упыри. Кроме этого, как опасные существа, мавки в изменённой форме входят в общий класс таких существ как "пламеты" в гуцульском фольклоре.
Как уже говорилось, определённая часть легенд повествует о том, что мавки — часть прежнего уклада и другой жизни, возможно как действительное отображение дохристианского мировоззрения. Когда-то мавки жили с людьми и их можно было видеть везде, однако и сейчас в части рассказов подчёркивается, что мавки существа незлобивые. Они могут приглашать в свой хоровод и если их испугать — убегают.
Скрыть текст