Погода: -12°C
Samara24.Форум /Семья Здоровье / Православный форум /

Гностические заметки в воспоминание об истинной философии.

  • В название топика положен почти дословный перевод наименования труда Клемента Александрийского, кратко: "Строматы", или Ковры.

    Я очень надеюсь, что топ послужит инициации интереса к науке и философии, к познанию теологии и богословия.
    Надеюсь, что мы сможем избежать нетерпимости и фанатизма во взглядах. Хочется верить, что участники обсуждения будут сдержанны и мы избежим флуда, флейма и любых форм грубости. Призываю быть добрее к друг другу.
    Стоит помнить, что интересны мысли касательно тем топа, а не характеристики их авторов и что о них думает уважаемая аудитория. Сила аргумента не зависит от личности его автора. Истерия ad hominem будет удалена.
    Так же, напоминаю, что представленные в дальнейшем материалы не несут в себе содержания иного, кроме поиска и возможности постижения Истины - а следовательно, не направлены на оскорбление чьих бы то ни было чувств или призывов к экстремистской деятельности, иного нарушения законодательства Российской Федерации.
    Реальность такова, какова она есть и тому свидетельством - памятники литературы, искусства, научные открытия и исследования, иные исторические факты.
    "Познайте то, что перед вами, ибо тогда скрытое то же откроется вам!" Кефалайя.
    В ответ на: Рустик, личный друг Марка Аврелия, который к тому времени уже унаследовал от отца титул императора, проводил суд. Он приговорил Юстина к смерти вместе во всеми его учениками, единственным преступлением которых было изучение христианской философии. Запись их суда показывает, как Рустик допрашивал Юстина: «Где вы встречаетесь?» ... «Где каждый выберет или сочтет возможным», – сказал Юстин, – «В любом случае, ты полагаешь, что мы все можем встретиться в одном месте? Не так; поскольку Бог христиан не ограничен местом; незримый, Он наполняет небеса и землю, и верующие покланяются и прославляют Его повсюду».
    Истинное крещение Истины обретается не в воде, а через отказ от мира. Но следует помнить апокриф:
    В ответ на: Но блаженный Метропатор (Первомысль Единого), благотворящий и милосердный, имел снисхождение к силе Матери, которая была выведена из протоархонта. Ведь они (архонты) могли осилить душевное и чувствующее тело. И он послал через свой Дух благотворящий и свою великую милость помощь Адаму: Эпинойю света, ту, которая произошла от него, которая была названа Жизнью. И она помогает всему творению, трудясь вместе с ним ( сострадая ему), направляя его в его Полноту, обучая его о его нисхождении в семя, обучая его Пути восхождения, Пути, которым оно сошло вниз. И Эпинойа света утаена в Адаме, чтобы архонты не могли узнать ее и дабы Эпинойа могла быть исправлением изъяна матери. И Человек открылся посредством тени Света, которая есть в нем. И его Мысль возвысилась надо всеми теми, кто создал его.
    Апокриф от Иоанна.
    Прошу вас не судить строго за цитату из апокрифа в первом посте. Она важна и дает всем нам Надежду.
    Мы не брошены одни во тьме смертной.

    Жизнь победит!

    Отче Святый, Боже правый добрых духов, дай нам узнать то, что Ты знаешь, и полюбить то, что Ты любишь!

    Топик закрыл(а) Бикер (18.09.17 12:54)

  • Еще раз, для тех кто связывает слова гностик и гнозис (не путать с "гностицизмом" которого никогда не было) с ересью и отвергнутым направлением в христианстве, хочу привести ряд цитат из Книги Тита Флавия Климента, правоверного христианина, "Строматы", полное наименование которой приведено в названии топика.
    Климент обличал внешних и недалеких людей, которые называли себя гностиками - в отличие от истинного христианского Гнозиса, как пути Богопознания.
    В ответ на: Настало время показать эллинам, что человеком истинно благочестивым является лишь гностик. Пусть их мудрецы, узнав из наших слов каков истинный христианин, с одной стороны, увидят собственное свое невежество и убедятся, что безрассудно и несправедливо преследуют это имя, а с другой – повинятся, что ложно называют безбожниками тех, кто чтит истинного Бога.
    Он прямо пишет, что истинным христианином является лишь гностик. И готов эллинам показать, что они ошибаются - я так думаю, наблюдая духовных отцов тех "христиан", которые сегодня сжигают машины со словами "За Матильду гореть!"
    В ответ на: Итак, мы намерены доказать, что только истинный гностик обладает святостью, лишь он воздает Богу почитание, достойное его величия. А из того, что он воздает Богу такое поклонение, следует, что он любит Бога, и сам любим им....
    Из предметов умопостигаемых он чтит древнейший по происхождению, вневременный и несотворенный первый принцип, источник остального бытия, Сына, благодаря которому мы можем знать вечное начало, Отца всего сущего, древнейшего и благодетельного, который невыразим словом, но которого мы чтим в молчании, святом восхищении и с величайшим почтением....
    Гностик тоже служит Богу. Будучи призванным учить и исправлять, он открывает людям смысл своих возвышенных прозрений, стремясь улучшить их. Ни в ком из смертных нет ни такого благочестия, ни такой богобоязненности, как в верующем, который в делах земных служит Богу со славой и безупречностью....
    Если богосоответствие (qeoprepeia) есть сохранение того, что присуще Богу, то соответствует Богу только тот, кто любит его. Только он знает, что угодно Богу с теоретической и с практической точки зрения. Ему ведомо какую жизнь должен вести тот, кому предстоит в будущем достигнуть обожения, а в настоящем – уподобиться ему.
    Следовательно, прежде всего истинный гностик любит Бога....
    Я спициально привожу эти слова великого учителя христианства, дабы вы понимали разницу с тем, что вам говорят о Христе сейчас ваши пастыри.
    В ответ на: Первая ступень веры – это знание Бога...
    Сын Божий... Неделимый, не расчленимый на доли, не имеющий нужды переноситься с одного места на другое и в то же время постоянно находящийся везде, и вместе с тем и нигде в отдельности, Он всецело есть разум, всецело свет, весь – Отчее око; он все видит, все слышит, все ведает и содержит все силы естества своим всемогуществом. Таков Учитель, посредством мистического откровения наставляющий гностика; через утверждение в доброй надежде – просто верующего; через вразумляющее наказание – человека жестокосердого...
    Будучи Господом всех без исключения – и эллинов, и варваров, Он убеждает всех, кто желает внять убеждению. Но свою спасительную миссию он не навязывает всем подряд, но ставит ее в зависимость от свободного выбора; и от принявшего спасение из его рук за исполнение всего обетованного требует лишь соблюдения заповедей. Философию эллинам он даровал при посредстве низших ангелов. Ибо древним божественным повелением ангелы были распределены среди народов.
    Свободный Выбор и соблюдение Заповедей! Философия дана Сыном!
    В ответ на: ... для душ, ежедневно трудившихся над своим улучшением и усовершением через воспитание в себе добрых качеств и приумножение праведности, они назначают наилучшую обитель как достойное воздаяние...
    Одним даны были заповеди, другим – философия. Этим он удерживал народы от неверия до самого своего пришествия, после которого нет уже неверующим никакого оправдания. Поэтому не важно, что именно мы изберем в качестве отправной точки. Будь то учение эллинов или варваров, все равно и то и другое приведет к совершенству через веру...
    «Об остальном умолчу», прославляя Господа. Скажу только, что души истинных гностиков, которые силой своей созерцательной способности превосходят всякий иной святой миропорядок, предопределены жить в блаженных обителях богов. Святые и причтенные к другим святым, совершенные из совершенных, попадают они из лучших мест в наилучшие, где предаются созерцанию божественных вещей уже не как в зеркале или посредством некоего «зеркала», но как призванные на вечерю бессмертия, и созерцают Божество явственно и отчетливо, словно при полном солнечном освещении, никогда не пресыщаясь этим созерцанием...
    При посредстве Великого Первосвященника достигший совершенства истинный гностик беседует с Богом. Полнотой своего благочестия он уподобляется, насколько это возможно, Господу...
    Можно сказать, что истинный гностик сам себя созидает и творит. Более того: своими добродетелями он возвышает и внимающих ему, воплощая в себе подобие Божие. Живя в единении с Богом, практикуя умеренность, которая через упражнение приводит к бесстрастности, он в меру своих сил уподобляется тому, кто по существу своему бесстрастен. И это бесстрастие является результатом непрестанного единения и общения с Господом. Спокойствие духа, человеколюбие и величайшее благочестие – таковы, по-моему, этапы пути истинного гностика к богоподобию...
    Евангелие и апостолы заповедуют нам ради избавления от бремени греха и выведения души из смятенного состояния налагать оковы на тело, отрекаться от себя, умерщвлять своего ветхого человека, испорченного похотью, и вызывать к жизни человека нового.
    И где, покажите мне, этот новый человек теперь? Я вижу, что тщательно и ревностно оберегают в себе наоборот, человека ветхого. Берегут как зеницу ока.
    В ответ на: Итак, истинный гностик благочестив. Потрудившись сперва над собственным совершенствованием, он обращается затем к ближним...
    Истинный гностик благодаря знанию оказывается выше их всех, побеждая их как неразумных животных. Подражая божественному замыслу, он одаривает добром всех, прибегающим к нему, насколько это возможно...
    Это подлинно единородный Сын, образ славы Царя вселенной и Вседержителя Отца. Именно он запечатлевает свой образ в душе гностика, чтобы тот мог возвыситься до созерцания его божественной полноты. Так гностик становится третьим божественным образом; ибо он в меру сил своих уподобляется второй Причине, Жизни истинной, при содействии которой мы живем подлинной жизнью. Таков, по-нашему, истинный гностик, всегда утверждающийся на основаниях непреложных и неизменных...
    Властвуя над собой и тем, что принадлежит ему, постигнув в совершенстве науку божественного, он в полной мере открыт истине. Знание и постижение предметов, которые доступны нашему разумению, с полным основанием можно назвать достоверным научным знанием. Одна сторона этого знания ведает предметами, относящимися к Божеству, и должна определить главную причину всего, установить Начало, «через которое все произошло и без которого ничто не произошло»; с другой же стороны, оно касается сущностей, которые собой все проникают, все содержат, соединяют и разделяют, а также порядок, значение и цель этих сущностей. В сфере дел человеческих, это знание касается вопроса о том, что есть человек, что он представляет собой по природе и что против природы, как ему управлять собой, как должен он переносить страдание, каковы добродетели его и пороки, что в нем добро, что зло, а что находится между ними? Что есть мужество, благоразумие, воздержность? Что такое справедливость и в каком смысле это наивысшая добродетель?
    Вот, что касается познания.
    Это лишь песчинка из написанного Климентом. Объем поста не позволяет. В последствии я продолжу цитаты.
    Прочтите это и поймите разницу между параболанами - фанатиками и зверями Кирилла Александрийского и учеными последователями Климента Александрийского. И те и другие называют себя христианами.
    Но кто из них христианин на деле?
    Дайте себе ответ сами, по уровню развития вашей души.

    Отче Святый, Боже правый добрых духов, дай нам узнать то, что Ты знаешь, и полюбить то, что Ты любишь!

  • Хорошо Климент Александрийский написал относительно роли храма.
    Его слова полностью созвучны Христу и ап. Павлу из текста Нового Завета, вот послушайте, "Строматы":

    В ответ на: Прекрасно и справедливо не связывать ни с одним местом при¬сутствие того, кто ничем не может быть ограничен. И не правы ли мы, когда величие того, кто включает в себя все на свете, не хотим измерять рукотворными храмами в его честь? Действительно, на каком основании труды обычных строителей следует называть святыми?...
    Не смешно ли утверждать, что человек, которого фило¬софы называют «игрушкой Бога»1545, может сам творить себе Бога и что Божество, в свою очередь, становится игрушкой, созданной руками ремесленника? То, что сделано руками, сродни материалу, из которого оно сотворено...
    Поэтому произведения искусства не могут считаться священными и божественными.
    Однако Церковью мы назовем не здание, но собрание избранных. И это будет храм, достойный вмещать божественное величие и славу..
    Здесь мы находим то, что уже воздвигнуто или может быть воздвигнуто. Первое касается уже достигших гносиса, второе же – тех, кто способен его достигнуть, однако в настоящее время еще не готов принять в себя знание Бога. Каждый, кому еще только предстоит уверовать в Бога, уже является верным в его глазах и «воздвигается» в его честь, как храм или статуя, достойная его славы и посвященная ему.
    Поскольку Бог, как следует из вышесказанного, не может быть описан как сущий в каком-либо месте, равно как и не может быть уподоблен никому из живущих существ, то ему не следует приписывать страсти или чувства, присущие живым существам.
    Поэтому лучшее жертвоприношение Богу – это наша праведность, которую мы приносим ему, предлагая ее как жертву праведному Логосу, благодаря которому мы получаем гносис, и воздавая ему хвалу за те знания, которым от него научились.
    Не апостол Павел ли вторит, говория:
    В ответ на: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.
    1Кор.3:16-17.
    А вот, что Климент писал относительно молитвы:
    В ответ на: Вообще говоря, недостойные представления о Боге не позволяют сохранить почтения к нему в гимнах, рассуждениях, текстах и мнениях, и приводят к унизительным и непотребным идеям и воззрениям. Поэтому восхваления во многих случаях ничем ни отличается от хулы, по причине незнания истины.
    Гностик всегда молит и просит только о том, что действительно на благо душе.
    Последним невежеством является обращение к тем, кто не причастен божественности как к богам или просьба о том, что едва ли пойдет во благо, навлекая тем самым на себя несчастья вместо благословения.
    Молитва, если позволительно так выразится, – это разговор с Богом. Шепотом и не шевеля губами, мы говорим молча, восклицая внутренне. И Бог слышит всякую без исключения внутреннюю речь.
    Ведь мы знаем, что гностик выходит за пределы этого мира подобно тому, как евреи покинули Египет, тем самым показывая, кроме всего прочего, что следует стремиться приблизиться к Богу настолько близко, насколько это возможно...
    ... гностик обращается с молитвой к Богу в течение всей своей жизни, стремясь через эту молитву к единению с Богом. И можно сказать, что достигнув этого состояния, он оставляет позади себя все, что бесполезно для достижения этой цели, обретая совершенство человека, действующего силою одной любви.
    только истинно святой и благочестивый человек является подлинным гностиком в полном соответствии с церковным каноном и что только ему дарована молитва, вопрошающая и мыслящая в полном соответствии с волей Бога. В той же мере, в какой Бог может сотворить все, что он пожелает, гностик получает все, о чем он просит.
    Ибо Бог, по общему правилу, знает всех, кто достоин и кто не достоин блага, и каждому дает то, чего он заслуживает. Поэтому тем, кто не достоин, даже если они и непрестанно просят, он не даст, предоставив это тем, кто достоин.
    Однако просьба не бесполезна, хотя блага могут быть даны и без мольбы. Благодарение и молитва за ближних – это также забота гностика. Так Господь молился, благодаря за свершение его миссии и прося, чтобы как можно больше людей достигли гносиса. И среди спасенных, достигших спасения благодаря гносису, молитвой прославлялось бы имя Бога и тот, кто является единственно благим и спасает других получал бы благодарение через Сына, которое могло бы передаваться из поколения в поколение...
    Для этой цели человек получил заповеди, дабы он мог сознательно выбирать среди вещей то, к чему следует стремиться и чего надлежит избегать. Итак, Бог не творит благо по необходимости, но в силу свободного выбора благоволит тем, кто самостоятельно обратился к нему...
    Богу не нужно ждать, пока речь будет произнесена, чтобы понять ее, как это случается с переводчиками. Он понимает всю мысль разом. И все то, что нам сообщает речь, Богу говорит наша мысль, которая пришла нам в голову сейчас, но ему была известна еще до сотворения мира. Молитва, таким образом, произносится и беззвучно, только лишь силою внутренней концентрации нашей духовной природы для выражения мысли, неуклонно направленной к Богу...
    В устах злодеев молитва особенно опасна, и не только для других, но прежде всего для них самих. И если они просят и получают то, что называется счастливым случаем, то в конце концов он оборачивается против них самих, поскольку они не знают как использовать то, что им досталось; ибо просят они о том, что им не принадлежит, и желают вещей, которые только кажутся благом, не являясь им.
    Все это отлично согласуется со словами Самого Христа из текста Нового Завета:
    В ответ на: А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6:7-8).
    Видно, что Климент ни на шаг не отступает от заповеданного благочестия.
    Сравните с тем, что вы видите сами.
    Злодеи наполняют храмы и молятся истово, потом идут продолжать свое дело.

    Отче Святый, Боже правый добрых духов, дай нам узнать то, что Ты знаешь, и полюбить то, что Ты любишь!

  • Сегодня, в окончание, я хочу привести еще несколько цитат из работы апологета Тита Флавия.
    Это голос христианского святого, который звучит нам с конца 2-го века и по которому мы можем сверять наши дела и понимание ныне. Что от Бога: преображение себя и Богопознание или нацепив крест на шею, герб на спину и с иконой за пазухой и автоматом в руках искать "врагов" в обществе из-за просмотра светских фильмов или носиться по горячим точкам со "священной миссией"?
    Христос своих знает. Он и будет истинным Судьей. А каждый решает по своей душе:
    В ответ на: Мы утверждаем, что этот гносис вполне отличен от того, что называют мудростью и которая приобретается в процессе учебы. В некоторых отношениях мудрость эта, конечно, есть то же, что и гносис, однако гносис не во всех отношениях есть то же самое, что мудрость...
    Гносис же, по милости Божией, сообщается нам преданием и доверяется тому, кто показал себя достойным хранить учение.
    Но только тех из них, кто по своей близости к Богу был «чист сердцем», ожидает восстановление (a)pokatastasi») в созерцании Невидимого. Будут они и нареченными богами, и сопрестольниками тех, кого Спаситель причислил к богам прежде них. Итак, гносис довершает внутреннее очищение и приводит нас к трансформации, сближающей с Благом....
    Поэтому вера, если можно так выразиться, есть совершенное знание (гносис) наиболее важного (h(pisti» suntomo» e)stin twn katepeigontwn gnwsi»). Гносис же есть непреложное и достоверное обнаружение того, что было принято на веру. Это обнаружение, основанное на вере и согласное с учением Спасителя, ведет ум к непогрешимости, знанию и пониманию...
    И достигший этого состояния уже здесь, в земной жизни, достигает достоинства, равного ангельскому. А те, кто достиг предельно возможного для живущих во плоти совершенства, переходя, как и подобает им, к лучшему, устремляются через святую седмицу в отчий двор, поистине Господне жилище, и становятся там светом пребывающим и вечным, полностью и во всем неизменным...
    Поэтому истинный гностик не испытывает любви ни к чему из того, что находится на земле.
    ... душа гностика формируется в результате развития природных задатков, заложенных в ней, воспитания и разумного начала. Эта красота души и делает гностика «храмом Святого Духа».
    Он отличает истинные блага от мнимых, истинные беды от воображаемых, таких как смерть, болезни или бедность, которые считаются таковыми скорее в силу людского мнения нежели в согласии с истиной.
    Что же до истинных зол, то христианскому гностику они не присущи, поскольку, будучи злом, они диаметрально противоположны благу, и невозможно, чтобы один и тот же человек был одновременно носителем обеих противоположностей.
    Поэтому тот, чье мужество не основано на разуме, не может быть истинным гностиком.
    Итак, совершенное мужество развивается в мудреце одновременно с познанием, укрепляясь в нравственной жизни, и от ежедневной борьбы со страстями.
    Окончательное совершенство, достигаемое истинно мудрым, есть очищение души от малейшей скверны. Вот когда удостаивается он вечного созерцания Вседержителя Бога «лицом к лицу» (1Кор. 13:12.). Однажды проникшись духом, стремится он в сродную ему Церковь, в сонмы духов, и наследует покой в Боге.
    Теперь стоит остановиться, поскольку всем нужно осознать сказанное Климентом.
    Он не излагает эллинскую мудрость, наоборот он им доказывает, что мудрость и учение Христа - есть учение о Боге, которое и эллинам следует усвоить.
    Но в последствии, иператоры обошлись в "учении Христа" без гнозиса.
    Не нужны имперской власти Богопознание подданных, их праведность и само понятие было предано обструкции.
    Но Климент святой свидетель о существовании через предание достойным и совершенным истинного христианского гнозиса.
    И никому эту истину не оболгать.
    В дальнейшем я бы предпочел остановиться на том, что впитало христианство от философских школ древности.
    Это не менее интересные открытия и вы их сами воочию сможете оценить.
    Начнем мы со стоицизма.

    Отче Святый, Боже правый добрых духов, дай нам узнать то, что Ты знаешь, и полюбить то, что Ты любишь!

  • В ответ на: Но в последствии, иператоры обошлись в "учении Христа" без гнозиса.
    Не нужны имперской власти Богопознание подданных, их праведность и само понятие было предано обструкции.
    Видится мне, что тогда под словом "познание" имелось ввиду совсем не то, что в последствии стало гнозисом у гностиков.
    Богопознание это
    (Рим.12:2) и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
    (Иоан.17:3) Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
    в других переводах - познаЮт
    (Тит.1:1) Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию,
    (Кол.3:8-13)
    8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
    9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
    10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
    11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
    12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
    (Гал.5:22,23)
    13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
    22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
    23 кротость, воздержание
    .

    Речь шла о познании Бога, Христа как узнавание личности, познавать до отображения
    (Гал.4:19) Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

    В противоположность этому гнозис в понимании гностиков, которые перебрали в сторону еллинской философии на столько, что Иисус Христос стал для нихисточником тайного знания о вселенной и "физике" духовного мира.
    Они породили и подчерпнули от язычников кучу эзотерической терминологии, разработали на голом месте небесные иерархии и сферы, и все это приписывают тайному знанию якобы полученному от Христа.
    Хотя Последнее повеление Христа ясно говорит
    (Матф.28:19-20)
    19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
    20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

    Гностики больше напоминают современных хакеров и приверженцев различных закрытых клубов (раньше это были "клубы" и ордена в среде аристокрации и элиты). Одним словом.
    Взломщики системы. Мол, быдлу религия для масс, а мы то с вами знаем, что к чему на "небесах", на самом деле, у нас есть свои тайные ключики, трояны, да пароли.

    Как жить, если в наших сердцах уже не люди возле нас?...

  • Джек,

    я приводил и эти цитаты и большинство иных цитат НЗ из Павла, прочих апостолов, Евангелий, касающихся познания и моментов, требующих гностической интерпретации. Но в прок не пошло. Ведь даже вопрос о "личности Христа" требует объемного пояснения. Вы привели чисто ортодоксальную интерпретацию.
    Тема требует подготовки и если вы найдете свободное время, то я бы вам для начала порекомендовал ознакомиться с довольно общими базовыми работами по этому вопросу. Начните с этой:

    http://psylib.ukrweb.net/books/jonas01/index.htm

    Автор имеет свое мнение, поскольку никогда не существовало гностической религии. Но разбор получился основательный. Вас мне не переубедить, но и вы узнаете многое, что позволит вам в последствии предметно вести беседы по теме.
    Хороший объем литературы: как критики, исследования, так и библиотека источников , находится здесь:

    http://xpectoc.com/

    При живом интересе, вы не пожалеете потраченного времени.

    Отче Святый, Боже правый добрых духов, дай нам узнать то, что Ты знаешь, и полюбить то, что Ты любишь!

  • Ну, собаки лают а караван идет..)

    Французский исследователь, Люк Бриссон в главе "Христианство перед лицом Философии" из работы "Греческая философия" пишет - я приведу несколько кратких цитат с основными выводами:
    В ответ на: ... христианство на своем начальном этапе не сводимо к ортодоксии, представленной Отцами Церкви, ибо ортодоксия эта возобладала лишь после целых веков полемики и нередко ожесточенных столкновений.
    Такая простая истина, к которой приходят буквально все исследователи, на форуме отвергается..)
    Теперь мы знаем, кем и почему, а главное - для чего отвергается. И далее, конечно, Климент:
    В ответ на: Приступим теперь к рассмотрению второй, гораздо более многочисленной, группы христианских мыслителей - тех, кто положительно оценивает вклад языческой философии в христианство. Из греческих авторов к этой группе относятся Юстин, Афинагор, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Немесий, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин; соответствующие латинские авторы - Минуций Феликс, Клавдиан Мамерт и Августин....
    Климент хорошо знал греческую литературу. Его писания преизобилуют цитатами из философов - платоников и стоиков, из Гомера, Гесиода и трагиков. С текстами Платона Климент был знаком напрямую, даже если интерпретировал их в духе среднего платонизма. Непосредственно знаком он был и со стоицизмом... В главных своих произведениях ( Протрептик, Педагог и Строматы) Климент стремится изложить христианское учение в его связях с иудаизмом, с греческой философией и с христианскими ересями, преследуя цель не только сохранить традицию во всей полноте, но и оправдать ее как полезную и даже необходимую. Цитаты из философов, во множестве встречающиеся в его произведениях, послужили для составления современных собраний фрагментов досократиков, стоиков, Эпикура и пифагорейцев... Отмежевываясь от Гермия, воспринимающего греческую философию как "бесовский подарок", Климент считает, что она дарована Богом, который передал ее грекам при посредстве низших ангелов, ибо традиция, заключающая в себе так много полезного, не могла быть принесена дьяволом. Появившись по воле самого Бога, эта философия просто не могла не быть благой. Коротко говоря, достоинство греческой традиции и заслуги греческих авторов доказывают божественное происхождение философии, а божественное происхождение подтверждает ее высокие свойства. Философия - это завет между Богом и греками, подобно тому как для евреев заветом Бога с ними выступает Закон.
    Такое понимание роли философии в прошлом подводит к пониманию той роли, которая должна быть признана за нею отныне. Поскольку философия служила предуготовлением к вере, она не может заключать в себе истину и замещать собою веру... Но она может быть полезным вспомогательным средством, позволяющим оградить веру от нападок извне. Более того - если прибегнуть к стоической терминологии, - философия, не будучи по отношению к истине ни действующей, ни необходимой причиной, может рассматриваться как причина вспомогательная. Значит, можно использовать предоставляемые ею доказательства для подтверждения божественных учений: нельзя достигнуть истинного познания Бога, не отрешаясь от плоти и от мира, познание Бога есть божественный дар и проч. Таким образом, философия помогает укреплению веры...
    Можно считать, что Бог воспользовался философской традицией как средством возвысить людей до веры. Но можно также считать, что Бог использует веру, чтобы впоследствии возвысить нас - посредством философии - до интеллектуального постижения истины...Действительно, христианин должен стремиться перейти от веры к истинному знанию <...>. Вера <...> относится к знанию <...> так, как предвосхищение <...> относится к научному знанию <...>, и обладатель знания по отношению к невежественному верующему - то же, что взрослый по отношению к ребенку. Желающего достигнуть знания без философии, без диалектики и без исследования природы можно уподобить тому, кто хочет собрать урожай винограда без возделывания лозы. Итак, философией можно пользоваться..., она необходима, поскольку открывает доступ к знанию.
    Единство человеческой способности к познанию, которая - при разнообразии объектов своего приложения - оказывается повсюду одной и той же, приводит нас к пониманию того, что философия может без каких-либо затруднений прилагаться к вере и сочетаться с ней в единой мудрости.
    "Под философией я понимаю не стоицизм, не платонизм, не эпикуреизм, не аристотелизм, а то, что каждая из этих школ говорит истинного, научающего праведности в соответствии со священной наукой; это эклектическое целое я и называю философией"
    Мы не можем не согласиться с подобным выводом Климента Александрийского.
    "Мы не рождаемся добродетельными, и добродетель не развивается в нас наподобие органов тела, безо всякого нашего участия. Ведь в таком случае наш выбор не был бы добровольным и похвальным. Добродетель не похожа и на речь, которая развивается постепенно, совершенствуясь по мере каждодневного употребления. Подобным образом скорее растет грех, нежели добродетель. Как и добродетель, гносис не является плодом какого-либо искусства, имеющего своим предметом некую выгоду или заботу о теле. Не приобретается он и в результате школьного образования... На то нам и дан ум, чтобы знать, к чему мы призваны, а наставление: «Познай самого себя» побуждает нас узнать, зачем мы созданы."

    Отче Святый, Боже правый добрых духов, дай нам узнать то, что Ты знаешь, и полюбить то, что Ты любишь!

  • Думаю, настала пора выложить труды наших отечественных ученых.
    В первую очередь я хочу презентовать Ирину Сергеевну Свеницкую: (28 января 1929, Щегловск — 18 ноября 2006, Москва) — советский и российский историк-антиковед, автор работ по истории раннего христианства и античности. Доктор исторических наук (1973), профессор, заслуженный деятель науки РФ (1993).
    И ее работу Раннее христианство: страницы истории:

    http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/

    В ответ на: Предлагаемая читателю книга посвящена лишь одному из аспектов истории раннего христианства, а именно становлению христианской церковной организации на протяжении первых веков распространения новой религии, т. е. от появления первых христианских групп в восточных провинциях Римской империи во второй половине I в. н. э. до превращения христианства в господствующую религию на всей территории империи в IV в. В задачу автора не входило подробное рассмотрение вероучения христиан, его догматики, этики, содержания «священных» книг. Но, естественно, в книге неминуемо приходится касаться тех изменений в догматике и этическом учении христианства, которые наиболее существенным образом повлияли на эволюцию его организационных форм, на формирование церкви. Здесь сразу же следует оговориться: в христианских «священных» книгах слово «церковь» («экклесия» в греческом языке, на котором эти книги написаны) употребляется и применительно к первым небольшим локальным группам христиан, не имевшим четкой структуры, и применительно к складывавшейся мощной организации, которая в IV в. приняла название «всеобщая (католическая) православная (ортодоксальная) церковь». Но различие между первыми общинами христиан и этой церковью очень велико. Это различие подчеркнуто в названии книги: в нем под общиной понимаются первые объединения христиан (как они засвидетельствованы в одном из самых ранних христианских сочинений - «Откровении Иоанна Богослова»); под церковью - церковная организация со сложившимся клиром и иерархической системой должностей. Анализ пути, который прошли христианские объединения прежде чем стать такой организацией, и составляет главный предмет книги. Мы увидим, что христианство не было, вопреки утверждениям богословов, единым учением и единой «церковью». Становление христианского учения и христианских организаций проходило в ожесточенной внутренней борьбе, в процессе приспособления христианства к окружающему миру.
    Приятного прочтения.
    Отечественная наука богата исследователями, которые жизнь положили на изучение формирования христианства в этот период, на изучение Священных текстов и Апокрифов, на прояснение общественно-идеологической обстановки в интересующих регионах. Коптологов и археологов. Вся археология христианства гностическая.
    Именно гностикам мы обязаны наличием Канона.
    Я постараюсь в течении времени ознакомить читателей с их трудами.

    Отче Святый, Боже правый добрых духов, дай нам узнать то, что Ты знаешь, и полюбить то, что Ты любишь!

  • Для более глубокого уяснения материала, прошу читателей ознакомиться с совместной работой Свеницкой Ирины Сергеевны и Трофимовой Марианны Казимировны, которая не так давно оставила нас в этом мире, Апокрифы Древних Христиан:

    http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Svenc_index.php

    Я с удовольствием приобрел и знакомился с этой работой на втором курсе Университета, после армейской службы, в 1989 году! Пока большинство ребят знакомились с ... другим предметом исследования.))) Тактильным.))
    В ответ на: Проблема определения времени и места возникновения древней христианской литературы, особенностей ее жанров, истоков и источников книг, как признанных, так и не признанных церковью священными, в современной науке до конца не решена {1}. В Новый завет - собрание почитаемых всеми христианами книг - входят двадцать семь произведений: четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), "Деяния апостолов", двадцать одно послание апостолов. Авторство четырнадцати из них церковь приписывает апостолу Павлу (они адресованы тем или иным христианским общинам или конкретным людям), имеются также Послание Иакова, два Послания Петра, три Послания Иоанна и Послание Иуды: их принято называть "соборными" или "католическими", т. е. адресованными всем христианам. Завершает Новый завет Откровение Иоанна Богослова. Тексты Нового завета считаются каноническими ("нормативными"), церковь провозглашает их боговдохновенными. Написаны они на греческом языке - разговорном языке многих восточных провинций Римской империи (хотя в самой Палестине, где появились первые христианские проповедники, говорили преимущественно по-арамейски).
    Однако писания Нового завета были лишь незначительной частью обширной христианской литературы, создававшейся в I-III вв., т. е. до признания христианства официальной религией. Христианские писатели конца II - IV в. упоминают, цитируют, пересказывают различные евангелия: от Петра, от Андрея, от Варфоломея, два евангелия от Фомы, совершенно различные по содержанию, Евангелие от Марии. Во фрагменте письма богослова Климента Александрийского (ок. 200 г.) говорится, что имели хождение и три евангелия от Марка: каноническое (признанное), "подложное" (написанное неким проповедником по имени Карпократ) и тайное евангелие (написанное якобы самим Марком для "избранных") {2}. Некоторые евангелия названы по тем христианским группам, среди которых они почитались (хотя, возможно, в их подлинных названиях также стояло имя какого-либо апостола), например Евангелие евреев, Евангелие египтян. Епископ Лугудуна (совр. Лион) Ириней (1-я пол. II-нач. III в.) в своем сочинении "Против ересей" с возмущением пишет, что последователи Валентина (крупнейший представитель религиозно-философского течения в христианстве - гностицизма) "дошли до такой степени дерзости, что свое недавнее сочинение назвали Евангелием Истины" (III. 11) {3}.
    Цитаты из которого я не раз выкладывал на форуме! Христианский Велентинианский гнозис.
    Поверьте, выкладываемые мною работы это бездонная сокровищница!
    Она требует бережного обращения, хорошей памяти и исследовательского любопытства и трудолюбия настоящего ученого.
    Мне самому приходилось десятилетия в полном вакууме находить крупицы тех знаний, которые сейчас доступны большинству.
    Но предупреждаю, академические знания не Гнозис - и то, что вам откроется индивидуально, вы не сможете ни поделиться ни изложить на бумаге. И поверьте, то, с чем вы столкнулись на этом форуме в последнее время - даже не жужжание назойливой мухи или писк комара.
    Вам просто будет жаль потраченного времени.
    Приятного прочтения!

    Отче Святый, Боже правый добрых духов, дай нам узнать то, что Ты знаешь, и полюбить то, что Ты любишь!

  • Друзья,
    решил изменить Аватар конечно не потому, что боюсь - я вынужден был противостоять местной мерзости и мы совместно с вами, за что огромное вам спасибо, успешно это сделали. Но форум не политический, я не буду писать на темы политики, поскольку первоначальному христианству политическая деятельность чужда. Христиане действительно, были мистиками и становились крайними индивидуалистами в процессе прохождения мистерий и самосовершенствования. Гнозис чужд как любой власти, так и миру вообще.
    Я поставил на Аватар опять картину моего любимого художника Здзислава Бексиньски (Zdzislaw Beksinski).
    На ней изображено отчаяние и тщетная попытка согреться человеческим теплом в чуждом мире.
    Но согреться невозможно... Нельзя избавиться от одиночества.
    По настоящему согревает и дает любовь лишь наш Отец Небесный в тепле родного Дома.

    Отче Святый, Боже правый добрых духов, дай нам узнать то, что Ты знаешь, и полюбить то, что Ты любишь!

  • Хочу выложить и на нашем форуме работу уже известного вам немецкого исследователя Курта Рудольфа "Социальная доктрина гнозиса":
    http://xpectoc.com/sites/xpectoc/uploads/uploads/mime/menu/data_sheet/Kurt_Rudolf_Sotsialnaya_doktrina_gnozisa.pdf
    В ответ на: Взгляд гностиков на мир и историю, как мы
    изобразили его, содержит критику всего существующего, которая едва ли смогла бы найти нечто
    подобное себе в античности. Отвержение творения вкупе с Творцом и принижение и демонизация
    небесных сфер (звезд и планет) с необходимостью включают неприятие и отрицание созданного
    античностью социально-политического мира. Впрочем, этот аспект гностического восстания против
    господствующей светской и религиозной системы не установлен с достаточной ясностью. Причина
    этого в первую очередь лежит в равнодушии гностиков к существующему миру. Для них kosmos с
    его различными, земными и небесными, властными структурами является негодным, немощным
    изделием, ненадежность которого вполне очевидна в его усилиях приостановить неизбежный процесс
    его собственного уничтожения (то есть угнетением “семени света” и попытками воспрепятствовать
    его освобождению), а махинации которого обладают только временным эффектом. Гнозис, по
    крайней мере, насколько нам известно сегодня, был заинтересован не в какой-либо реформе земных
    условий, а лишь в их полном и окончательном разрушении. Он не обладал иной «революционной»
    программой для изменения условий, как они виделись ему, кроме устранения земных структур в
    целом и восстановления идеального духовного мира, существовавшего изначально. На это указывает
    прежде всего практически полное отсутствие современных исторических аллюзий и даже критики
    Римской империи.
    Не имея возможности даже в теории исправить мир взаимопожирания, гностики ненавидя зверя в себе, ту часть своего я (плотскую часть) которая от мира - прилагали все усилия для трансформации самосознания на основе нравственного закона, который они называли Энойей (Мыслью) Света заключенную в человеке от начала творения Самим Господом. Они хотели преображения себя по образу Отца (потому, что Протенойя - Образ Нерожденного Отца), что бы иметь возможность войти как подобное в Царство Небес, Полноту - Плерому всего истинно сущего.
    Не все имеют в себе от Бога, многие чужды нравственному закону - взгяните на наш форум! Многие и не знают что такое нравственность. Им главное уничтожить инакомыслие, любым путем. У них казачки являются "православными" людьми. Кресты, Храм, Поклоны, Иконы, Ходы и Хоругви - все дела.
    А потом резать украинцев например. Никакое внешнее проявление - а большинство внешнего идет от коллективного бессознательного и рефлексов и не может никак быть от Отца Истины, не ведет к Отцу.
    Лишь тот, кто родиться Свыше по словам Христа, сможет войти в Царство Небес.

    Отче Святый, Боже правый добрых духов, дай нам узнать то, что Ты знаешь, и полюбить то, что Ты любишь!

Записей на странице:

Перейти в форум

Модератор: