Еще со времен Апостолов верующиеобирали пожертвования в церковную казну, откуда они распределялись на церковные нужды и помощь нуждающимся.
С тех пор порядок не изменился.
Невероятно, но это так: Церковь действительно живет на пожертвования. Священник получает зарплату, которая выплачивается ему из тех денег, которые собирает его же храм. Ни епархия, ни Патриархия не имеют иных средств дохода, нежели отчисления с приходов (за исключением редких случаев епархиальных предприятий вроде свечных заводов).
Почти две тысячи лет церковная экономика существует не как экономика прибавочного продукта или коммерческой прибыли, а как экономика личных и добровольных взносов.
Еще в доевангельскую эпоху у благочестивых евреев было принято заботиться о своих религиозных наставниках. Этот обычай сохранился и в христианской Церкви, распространившись не только на апостолов, но и на их преемников: епископат и священство. Изменилась с тех пор только форма церковного пожертвования. Христианин апостольского века приносил в храм выпеченый собственноручно хлеб и домашнее вино для Евхаристии, ладан или елей. Современный прихожанин жертвует, как правило, рублем, косвенно или напрямую.
Жертва напрямую — это плата за требы и кружечный сбор (те самые кружки в храме, куда опускают монетки). Основная форма «косвенного» пожертвования — свечи. Их себестоимость настолько мала, что большая часть цены и есть наш добровольный взнос. Кроме того, опосредованной жертвой является доход от распространения православной литературы, крестиков, икон и церковной периодики за «свечным прилавком».
Еще настоятели ведут переговоры с благотворителями: предпринимателями и чиновниками, буквально уговаривая выделить пожертвования на храм.. от нескольких тысяч рублей до миллионов...
Из расходов много денег уходит на содержание воскресных школ, бесплатных кружков, помощь нуждающимся прихожанам и отправка денег в епархию. А уж из того, что остается - идет зарплата клирикам и работающим в храме. Например, починить купола, чтобы не протекали, в одном храме стоило 4 миллиона, и деньги нужны сразу, ибо храм с разобранной крышей долго стоять не должен. «На самый минимум, который необходим для обеспечения причта и хора, может хватить и дохода от свечного ящика, — рассказывает отец Леонид Калинин. — Но на ремонт, реставрацию, издательскую и социальную деятельность — на это необходимы внешние пожертвования».
Крупные благотворители, или ктиторы, как их называют на византийский манер, — отдельная графа церковных бюджетов.
Священник Алексий Агапов, настоятель небогатого подмосковного храма Михаила Архангела в городе Жуковский, говорит, что свечной ящик не приносит ему больших денег: «Во всяком случае, распространением икон и литературы у нас на приходе ничего не окупается. Книжную лавку мы используем больше для катехизаторских целей. Если человек в наши дни умеет и любит читать, это нужно поощрять. Значительная часть книг, которые мы закупаем, раздается в подарок – на дни рождения, именины. Цены же на книги в церковной лавке не намного выше их закупочной стоимости». Кроме того, пожертвование за свечи, как и во многих храмах области, здесь свободное: сколько человек хочет пожертвовать, столько и жертвует за свечу. Так же и требы.
В такой ситуации приходской бюджет во многом зависит от крупных благотворителей. «Полная зависимость от ктиторов — не лучший вариант, — признается о. Алексий. — Но существовать без значительной спонсорской поддержки возможно только в том случае, если храм избавлен от серьезных бытовых проблем и при условии активного личного участия всех прихожан в жизни прихода. У наших людей пока нет устойчивой привычки участвовать в общих делах. Возможно, им отчасти мешает негативная память о добровольно-принудительном коллективизме советского прошлого. В еще большей мере — дух пассивного потребительства, которым многие соблазняются сегодня»
Не всегда нужны для храма деньги. Чаще всего нужна именно работа, труд человеческих рук. Уборка храма силами прихожан , дежурство в храме во время служб - это большая честь и такая работа не оплачивается. Работа во Славу Божию приносит исполнителю ценности в Небесном мире. Ну а тут , в мире земном, рубль туда=сюда роли не играет, работа на храм или волонтерство на богоугодное дело - это тоже пожертвование. Прямое пожертвование. Ибо Господь в рублях не нуждается. Но благоволит Своим работникам.
Капитан Очевидность