Да я только сегодня вернулась, еще не понимаю, кто я и где я))) Вчера за окном чайки кричали и +25 ,а сегодня утром -5 и замершие воробьи.
Первоначальной целью было озеро Ван, про которое я прочитала в самолетном журнальчике Турецких авиалиний по пути из Измира полтора года назад. Ездила одна, потому что Турция у всех ассоциируется в основном с овощным отдыхом на море, а слова "Трабзон" и "Ван" приводили народ в ступор. Рейс Нск-Стамбул-Анкара, в аэропорту Анкары прокатный автомобиль. Первые два дня в Анкаре - шок от механической коробки, которую я видела только на экзамене в ГИБДД, а ведь Анкара вся в горках как Владивосток. Каким-то чудом не угробила никого на откатах с горок. По Анкаре бродила пешком с ЖПС-навигацией, через 2 дня, осмотрев самые достойные места в этой большой деревне, двинулась в городок Сафранболу. Собственно, в маленьких городах и можно увидеть реальную страну: потрясающее гостеприимство, турецкая расслабленность, любовь к "потрепаться о том, о сём". Если не обращать внимание на автомобили, то находишься в веке так восемнадцатом-девятнадцатом, хотя туриндустрия потихоньку убивает там всю душевность. После обеда подкатывают автобусы с какими-нибудь японцами, о тишине можно забыть.
Следующей точкой был Трабзон, но физически путь туда за один день я не осилила, заночевала в Самсуне. Внешне он очень похож на Сочи, хотя смотреть там абсолютно нечего. Погодка стояла просто отличная, +32 и яркое солнце, поэтому в районе городка Орду я свернула на пляж и освоила южное побережье Черного моря. Осваивала, как ни странно, не одна, на пляже уже лежали две англоговорящие девахи в теле, но голода по общению у меня еще не натупил, знакомиться с ними не стала. Вечером прибыла в Трабзон.
На следующее утро в Трабзоне с погодой мне не повезло, проснулась под шум дождя, и шел этот дождь сильно и долго. Плюнув на препятствия, я пошла выполнять свою экскурсионную программу. Трабзонская Айя София просто чудесна, противно только, что из чудесной в художественном плане церкви турки умудрились сделать очередную заурядную унылую мечеть. Я атеистка, и мне фиолетово, мечеть это, церковь, ступа или языческое капище, если это красиво. Но мечеть получилась некрасивая, лучше бы оставили просто музеем.
После обеда из Трабзона 45 км до православного монастыря Сюмела. В горах непролазный туман, смотрится таинственно, но фото плохие... В самом монастыре одиночные туристы то ли из Ирана, то ли арабы, и группа англичан. Сделав лицо валенком, захватила двадцатиминутную экскурсию. Ну что сказать... то ли наши люди больше избалованы качеством познавательных экскурсий, то ли Задорнов прав про западных людей, но вопросы этих туристов гиду про Сюмелу были очень наивными типа "а зачем же они так далеко в горы забрались?". Было несколько русскоговорящих посетителей, я, уже ощущая настрой поболтать с кем-нибудь (как-никак пятый день путешествую одна), ринулась к ним со всей душой, но наши, наоборот, были не особо расположены к беседе и меня технично отшили(((.
По дикому туману я из Сюмелы выехала в сторону Карса, и в первый раз мне стало страшно, потому что на 5 метров вперед ничего не видно. Слава богу, этот ужас длился недолго, как только я перевалила хребет, пошли шикарные горные пейзажи и солнце. До Карса я снова одним вечером физически не смогла доехать, техническая остановка вышла в Эрзуруме. С утра я обошла немногочисленные эрзурумские достопримечательности и вдруг увидела хамам. Дай, думаю, схожу, помоюсь основательно)))) Но это не туристический хамам, полотенца у меня с собой не было, банных принадлежностей тоже, и хотя какая-то уже помывшаяся турецкая тётенька любезно и настойчиво предлагала мне свои шампунь и мыло, я поняла, что к нетуристическому хамаму я еще морально не готова, и позорно сбежала немытой.
Вечером в Карсе стоял холод не хуже Новосибирска, всего 4 градуса. Прокляв такую Турцию, я легла спать одетой, чтобы не околеть. Зато наутро меня ждали Карсская крепость и армянские церкви, офигенно доброжелательные местные люди, которые не просто показывали, куда идти к той или иной достопримечательности, но и доводили, и довозили просто так, даже если им со мной было абсолютно не по пути. Со мной в одном отеле жили два брата откуда-то из Греции, у которых были турецкие корни, и которые приехали в Карс эти корни откапывать. Даже не в Карс, а в Ани, древний армянский город у самой границы с Арменией. Ани стал вторым местом после трабзонской Айя Софии, которое меня впечатлило. Три часа я бродила по территории города, заброшенного еще в 16 веке, когда затух Великий шелковый путь. Армянские церкви, кафедральный собор, дома горожан, крепостные стены, все безумно красивое и неплохо сохранилось либо реставрируется. Территорию города делит на две части глубокое ущелье, по которому течет речка Арпачай, а с другой стороны, уже с армянской территории доносятся голоса строителей, которые насыпают дорогу рядом с пограничными вышками. Вечером я была уже в Догубаязыте и уплетала очередной огромный кебап с айраном и салатом всего за 150 рублей.
В Догубаязыт народ едет только ради одной достопримечательности - дворца Исхака-Паши. Это было третье впечатлившее меня место. Я не в силах все это описать такими же красивыми словами, фото скажут лучше, даже слабенькая камера мобильного телефона не смогла испортить виды дворца.
После Догубаязыта я достигла финальной точки запланированного маршрута - озера Ван. Так как я не была в момент планирования уверена ни в своих силах, ни в своих навыках вождения, ни в том, что мне понравится вся моя программа, всегда оставался план "Б" доехать до Средиземного моря и там залечь на пляже до обратного рейса. Радуясь, какая я молодец, что доехала до Вана, я не просто сама поездила по всем интересным местам, а даже разорилась на организованную экскурсию. Просто уже хотелось обменяться накопившимися впечатлениями с такими же, как и я, туристами. Группа у нас собралась небольшая, но колоритная: двое поляков (муж и жена), две китаянки, гид-курд и я))). Кроме полячки, все говорили на английском. В общем, ничего особенного вроде этот гид не рассказывал, но настолько душевно у нас два дня прошло: и кошек посмотрели, и Ванскую крепость, и бесподобное озеро, и остров Акдамар, и пообщались, и пошутили вволю. В Ване впервые в жизни у меня наступило ощущение переедания впечатлений. Если бы вечером второго дня я села бы в самолет и улетела домой, этот отпуск все равно был бы лучшим по качеству экскурсионной программы.
Но гид, послушав мои душевные излияния, сказал, что советует мне еще съездить в Мардин, город на юго-востоке страны, недалеко от сирийской границы. И я поехала. Вечером в отеле я познакомилась с дамой из Австрии, которая несколько лет живет в Измире и преподает английский, и вывалила на бедную австриячку (и турецкого ресепшиониста) все впечатления последней недели. Узнав, что сама я живу в Сибири, она робко поинтересовалась, сколько еще народа живет в моем городе, когда узнала, что больше полутора миллионов, испуганно спросила, живем ли мы все там потому, что нам нравится, или нас заставляют.
Когда я закончила смеяться, она сказала, что я "супервуман" и сравнить этот трип она может только с подвигом двух чуваков из Нидерландов, которые несколько лет назад проехали весь путь в Турцию на велосипедах в костюмах Супермена и Бэтмена.
Оказалось, что даже когда переела, остается немного места для десерта. Вот Мардин с его высокими стенами, с арабской архитектурой, с православными монастырями и церквями и стал десертом моей поездки. После Мардина я вяло попыталась запихать в себя еще Немрут-Даг и окрестности Кызкалеси, но ощущения были уже не те. Последние два дня до рейса в Новосибирск я поджаривалась на пляже по соседству с немецкими пенсионерами, потому что нормальных туристов в октябре в Кызкалеси уже не осталось.