Но это был пипец какой сложный период. Во-первых, Кот Д'Ивуар закрыла границы с Либерией и Гвинеей. Из-за Эболы, разумеется.
Но закрыли так, что даже ИЗ Кот Д'Ивуара В эболийные Либерию и Гвинею не выехать. Логика начисто отсутствует, но это же Западная Африка, there is no rules...
Далее, везде, где я спрашивал про границы - в Абиджане и Мане, везде мне отвечали, что таки да, проехать можно. А знаете, почему? Потому что если заплатить взятки, суммарно на 20000 сефа, то вас пропустят. Другими словами, потому что это Западная Африка и there is no rules...
Но... только если вы чёрный! С белыми просто не хотят связываться. Мало ли - напишет потом в блог, гугль проиндексирует, это загуглят Кот д'Ивуарские средства массовой информации, а там и до президента дойдёт... А он с коррупцией вроде как борец... Хотя наш тоже борец... Вроде как...
Да и видно белого издалека, через 5 минут это будет секрет Полишинеля для всей страны.
В первый раз я пожалел о своей непримиримой позиции по отношению к коррупции. Да, я готов был заплатить эти 20000, лишь бы попасть тем днем в Либерию.
Особенно с учётом последующих событий...
Но тем мои путешествия (я предпочитаю называть их экспедиции) и отличаются от туристических поездок самотрипа - полной непредсказуемость. Я вот, например, в Бамако оказался вместо Монровии. И сейчас поеду туда долго-долго, по очень плохим дорогам.
Ну что, вот и пришла пора рассказать вам про контрабандистский автобус.
Предыстория: оказавшись в городе Ман на западе Кот Д'Ивуара, я насладился его горами и водопадами, про что нужна отдельная история. А потом одним воскресным утром выдвинулся на автостанцию, чтобы уехать в Данане, далее на границу, ну и так далее, а если повезёт - тем же вечером оказаться в Монровии. Чтобы уже в понедельник с утра пойти в Сьерра-Леонское консульство за визой.
На автостанции я нашёл нужный микроавтобус, а также нужного чувака. Чувак оказался Ганийцем, который уже долгое время живёт в Либерии и мотается туда-сюда по своему бизнесу. То есть:
1) он говорил на сносном английском
2) он недавно приехал из Либерии и знал все про переход границы.
То есть реально нужный чувак.
Мы приехали в Данане и сразу направились в то место, откуда уходят мотоциклы на границу. Чувак сказал, что мотоцикл лучше всего, т.к. можно срезать и в результате получится дешевле и быстрее. Но мотоциклисты проявили вдруг упорство и стали отказываться. Под напором один вроде был согласен ехать, но ведь нас-то двое плюс мой рюкзак и его сумка! По любому нужен был второй. А второй-то и шёл в глухой отказняк.
Причём цены стали расти в геометрической прогрессии. Что-то про взятки звучало. Dash по местному. До 25000 уже выросли.
Потом они вообще как-то отъехали (в прямом и переносном смыслах) и на их месте образовалась машина. Водитель коей сказал, что меня везти на мотоцикле - не вариант, слишком белый, ведь граница официально полностью закрыта. Но в тонированной машине можно. Правда, за 35000 с носа. Прикиньте - 60 баксов с носа.
Мы с чуваком пытались его образумить, но он твёрдо стоял на своём с мотивировкой:
1) только машина
2) обратно машина пойдет пустой, поэтому надо оплатить рейс в оба конца
3) на взятки уйдёт не меньше 20000 - там 4 чек-пойнта и сама граница, где нужно будет сунуть аж 15000 с носа.
Вариантов не было. Чувак выторговал себе скидку в 5000, итого с двоих 65000, или 110 обамок. Сели, заправились и поехали.
На первом чек-пойнте чуваки, несмотря на сунутое водителем, долго совещались, глядя на меня. Но пропустили. На втором все повторилось, только ещё дольше. А вот на третьем чуваки уперлись. И да, это были не полицаи, а жандармы, т.е. военные. Ни в какую. "Граница закрыта" и все тут!
Я попал в сложную ситуацию. Моего либерийского чувака они готовы были пропустить. Он чёрный, а т.к. местные все равно живут у границы и как-то передвигаются, то этому бы никто не придал особого значения. Но я слишком заметно белый! И поэтому мне путь был заказан.
То есть чувак явно был за то, чтобы меня ссадить нафиг, а самим продолжать движение, раз уж мне так по жизни не повезло - родиться белым. Однако я, применив дипломатию, улыбатию и уболтатию, а также грубую лесть в форме восторга его английским языком, убедил их, что надо сначала вернуть меня в начальную точку, а потом уже что-то решать (тогда мотоцикл для него становился выгоднее).
Мы поехали назад. На всех блок-постах я не ленился выходить и требовать уплаченные взятки назад. Они охреневали и не отдавали. Делали вид, что впервые меня видят. Но после угроз вотпрямщас позвонить в "рише амбасада" (х.з. почему они говорят не русси, а рише, по французски Russie читается именно как русси, но говорят почему-то рише) и нажаловаться так, что наш посол позвонит прямо путину, а путин крутой чувак и шутить не будет - охреневали окончательно, все вспоминали и отдавали!
Путина тут держат за очень крутого чувака. И даже боятся. Ну а что вы хотите? Вся история Африки - это история безграничной власти одного человека над другим. С доисторических времен через империи, через ислам, через работорговлю (которая кое-где до сих пор существует и власти о ней знают и ничего не предпринимают) к современным однопартийным государствам с одним пожизненным (ну или до кровавого переворота, если хватка ослабнет) президентом и его карманными институтами государства.
А вам удавалось вернуть взятку за неисполненные обязательства?
Так я вернулся в Ман. У меня был лишь один вариант - ехать обратно в Абиджан, узнавать там официально, пустят ли меня по воздуху, т.е. в самолёте Абиджан-Монровия, покупать билет и лететь. Проблем было выше крыши:
1) не люблю ехать обратно. Нигде и никогда. Всегда стараюсь сделать маршрут уникальным, не проезжая одной и той же дорогой дважды.
2) любые перелеты в Африке стоят охренительнейших денег. Вы мне, наверное, даже не поверите, но самый дешевый полуторачасовой перелет между этими соседними столицами стоит около 300 долларов. И цена не меняется, покупать сильно заранее или "на через неделю" (ну если только "на завтра" может быть существенно дороже). Иногда перелеты бывают сильно дороже, долларов 600-900, а иногда они бывают ЛИШЬ через европейскую столицу типа Парижа или Брюсселя (виза!).
Как видно на скриншоте, первый перелет стоит "всего лишь" 250 долларов ("всего" двадцатку на наши), а вот уже второй и далее стоят по 700-800 долларов (больше 55000 рублей) и, судя по времени перелета в 40 и более часов, явно летят через Европу.
3) а билет надо будет покупать именно "на завтра", т.е. только после точного ответа - пустят ли меня таким путём.
4) если же не пустят, то остаётся вариант брать Самый Стремный Автобус в Мире в обратном направлении. Со всеми его "прелестями" и с учётом п. 1)
К счастью, в Мане я пришёл в себя и глянул на карту. Да ведь Мали недалеко! Надо узнать, есть ли автобусы прямо из Мана и ехать напрямую! Стоп, а виза? Я ведь уже вьезжал по однократной! А, будь что будет! Тем более, я рассказывал (рассказывал ведь?), что при выезде из Буркина Фасо меня проштамповали, а при въезде в Мали - нет. Правда, проштамповали при выезде из Мали, но это показывает, что при всем желании срубить деньжат с Белого Человека - штампы они с лупой не изучают. Особенно когда этих штампов как грязи.
А вы же помните - у меня в прошлом году были Карибы, а там куча мелких, но гордых независимых островов типа Сент-Киттса и Невиса. И штампов у меня прилично, хоть паспорт и 2014 года выпуска.
На том и порешил. Осталось найти автобус.
Оказалось, есть у них такой! Уходит с Manankora Gare. Пришёл туда. Да, вот он, убитый и разрисованный автобус, страшное детище местных механиков, Франкенштейн, сваренный из непонятно каких кусков.
Ну я задаю стандартный вопрос:
- Во сколько отъезд?
- В 5 утра ровно!
- Хм, рановасто. Ладно, а во сколько будем в Оденне (такой крупный город на пути)
- Ну примерно в 5:30 вечера
- Хм, очень странно! По карте там никак не больше двухсот километров. Двести километров за 12 часов? Средняя скорость 16 км/ч?
Задаю контрольный:
- А в Мананкоро во сколько?
- В 21:30
- Хм, ладно. (От Оденне до Мананкоро ну ещё сотня с натяжкой км - хоть уже по 25 км/ч, все равно стремно).
- А во сколько в Бугуни?
- А это уже на следующий день.
- Очень странно! Во сколько?
- Днём!
- Днём следующего дня?
- Да!
- То есть от границы до Бугуни мы будем ехать еще часов 15, это при пусть опять же сотне км даст рекордную скорость в 7 км/ч! Почти пешком!
- Ну а в Бамако мы когда-нибудь окажемся?
- Вечером!
- То есть последние 150 км мы проедем со скоростью ну пусть даже 20 км/ч?
Все это было очень странном непонятно. Но даже несколько переспрашиваний давали такие же невнятные ответы. Только цифры различались. Но всегда было одно: в Бамако окажемся к вечеру второго дня.
Ну что, Самый Стремный Автобус в Мире, вот и твой конкурент (дистанция меньше, а время больше)?
Поскольку этот автогар располагался в другом конце города, я спросил, есть ли тут отели не дороже 5000 (ведь за 5000 я мог вернуться в первоначальный). Оказалось, есть и меня даже могут подбросить туда на мотоцикле и САМОЕ ГЛАВНОЕ - забрать утром в 4:30! А вот это дорогого стоит, ведь в это время тёмно хоть глаз ввколи и таксисты не ездят.
Меня привезли, я заселился, номер оказался даже лучше, чем в том, первом варианте, но инфраструктура была не ахти: интернета поблизости не было, чтобы пожрать - и то надо было идти куда-то далеко. Но делать нечего...
Ну встал в 4, помылся, собрался, вышел. Стою, жду. Холодно (горы!), тёмно... И ни-ко-го.
4:35
4:40
4:45
Пятнадцать минут до отъезда! Едет такси, я к нему - похрен на договоренность с мотоциклистом, выручай! Приехали на автогар. Тёмно... И ни-ко-го!!!
Офис закрыт, автобус стоит тёмный. А ведь пять минут до отъезда!
Значит, обманули. Такое часто бывает в Африке. Причём никто не виноват. Просто так получилось. Ну вот например.
Я в Мопти, покупаю билет в Бамако. Спрашиваю - во сколько поедет? В 3:00 утра. Хм. А точно так рано? Да, точно, автобус отправится в 3 утра. Ну ладно, просыпаюсь в 2:30, моюсь, собираюсь, прихожу - автобус есть, пассажиры есть, грузы есть, персонал есть. Отправки в 3:00 нету. Есть "предварительный чек-ин", когда ваш багаж (а иногда это мешки с рисом или живые курицы) помечаются согласно билетам и грузят в подпольный (под полом) или надкрышный багажник. А сама отправка запланирована в 4:00 (а реальная будет в 4:15 - 4:30). Вот вы сразу не могли сказать? Я все равно рюкзак в салон взял бы. И мог бы спать лишний час.
Но всем похрен, и никто не виноват. Так вышло.
Вот и тут так вышло. Сижу, жду. К 5:30 начинает подтягиваться народ. К 6:00 пришёл чувак, продавший мне вчера билет (15000 франков, между прочим) и открыл "офис".
Сука, ты же мне лично обещал несколько раз, что автобус отправится в 5 утра!!! Но объяснить, в чем он неправ, нет никакой возможности. Не поймёт.
А мне нгс очень часто стал пустую страницу показывать. Типа, сервер не прислал никаких данных. Неважно - с мобильного или с ПК.
Ну раз они так к нам, то почему мы с ними должны церемониться?
Итак, встал в 5 утра, позавтракал, помылся, собрался и в 6 выдвинулся. Однако разбудить чувака долго не мог. Прости меня, консьерж! Мне необходима была твоя помощь, ибо разобраться в общественном транспорте Дакара просто нереально.
Сел на автобус, кондуктор показал, когда выходить и куда идти. Пошёл, пришёл на pompiers. Там дошёл до рядов с sept-place, отправляющихся в Россо. Тариф 7500 плюс 500 взяли за багаж. Как раз у меня косарь CFA остался на сувениры.
Доехали, одна девушка в машине говорила по английски и уже пересекала эту границу (сама из Мавритании), поэтому я решил упасть ей на хвост, раз такая опытная. Поменял 10 евро по 360 угий. До Нуакшотта по всем прикидкам 2000-2500 угий, еще и на пожрать оставалось.
Менялы там дикие, нападают, хватают за руки, лямки рюкзака. Вот какой случай произошёл: надо было мне отлить, я спросил менял - где, меня повели вдесятером(!) в местный ресторанчик. Ну я пописал, выхожу к воротам - давай, говорят, деньги! Я такой - да пошли вы нахер, от ресторана не убудет. И иду быстрым шагом. Тут один схватил лямки "дневного", тянет. Хотел я его припечатать, а уже на улицу вышел. И вся толпа тоже - гомонит-усирается. Так что пришлось делать зверское лицо и орать, пока не отцепился.
После этого этот мудак также терся рядом, предлагая свои меняльные услуги! Как будто ничего и не было.
В числе прочего девушка поведала, что мавританцы требуют показать не менее 15000 наличными угиями. Так что я поменял ещё 50 евро по тому же курсу. Так вот - это полная лажа! Нихрена они не требуют, кроме 120 евро за их п.5 визу. И вообще, наблюдая, как её местные уговаривают и деньги по стремному курсу поменять, и каноэ взять вместо парома, я понял, что с "опытной переходницей" поспешил. Пришлось брать над ней шефство.
!!!ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ!!!
Выехать с автогара pompiers надо до 7 утра (а лучше и до 6:30), иначе вы проведете очень много времени, проезжая пробку в Руфиске! И тогда приедете к границе аккурат после того, как у мавританцев (и парома) начнётся послеобеденная сиеста. Но об этом позже.
Мавритания довольно противоречива. Разводилово везде, причём не стесняясь. Почти как во Вьетнаме. Но люди добрые. Жить к себе приглашают, кормят, поят. Чай, опять же, специфический.
Тут один турок его прям обожает. Впрочем, он и Путина обожает. А аджалана наоборот. Так что непонятно.
!!!ВНИМАНИЕ!!!
Если рыба (мясо белого цвета, ко мне она попала уже жареной в кляре) пахнет и со вкусом аммиака, то что это значит? Её так к длительному хранению готовили и не отмыли потом? Или что?
Тут, говорят, чувак в Индии малярию подхватил - было в новостях. А я как огурчик - ни малярии, ни зики, ни страшной эболы!
Надо бы дописать начатые обрывки, но страшно лень.
Конечно! Больше всего поразил вискарь "Black Power", на котором было написано что-то типа "мощный афродизиак", "все бабы будут твои" (или только второе?), а также большая фотка улыбающегося Обамы. И хоть там был целый литр, я не устоял и купил.