Отчёт Федерации Автовладельцев России (ФАР) о событиях 31 июля 2010 года
Мэру Москвы Лужкову Ю.М.
Копия Уполномоченному по правам человека в РФ Лукину В.П.
Копия в Общественный совет ГУВД по Москве.
Уважаемый Юрий Михайлович!
Межрегиональная общественная организация «Федерация Автовладельцев» (ФАР) обращалась к Вам 30 июля 2010 года с письмом, в котором информировала о присутствии 31 июля 2010 года на Триумфальной площади г. Москвы своих представителей в качестве общественных наблюдателей.
В задачи, которые Федерация поставила перед своими представителями на Триумфальной площади, входили:
• контроль за соблюдением сотрудниками ГИБДД правил дорожного движения,
• контроль за организацией дорожного движения во время проведения массового мероприятия,
• контроль за соблюдением законности действий сотрудников органов внутренних дел в отношении граждан, участвующих в массовом мероприятии,
Сегодня мы представляем Вам отчёт о событиях на Триумфальной площади Москвы, связанных с попыткой проведения митинга в защиту 31-й статьи Конституции 31 июля 2010 года, подготовленный по результатам работы наблюдателей Федерации.
По нашим оценкам, на Триумфальной площади собралось более 1 200 человек – сторонников идеи проведения митинга. Люди собирались на Триумфальной площади мирно, без оружия.
Наблюдатели Федерации не видели в руках у собравшихся каких-либо плакатов с лозунгами или транспарантов. Был зафиксирован единичный случай демонстрации флага некой общественной организации. У многих людей в руках были листовки с цитатой статьи 31 Конституции РФ, листки бумаги с цифрами «31». Со стороны собравшихся были зафиксированы отдельные попытки проведения митинга.
Тем не менее, наблюдатели Федерации склонны считать, что митинга, в понимании п. 3, ст.2 Закона РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на Триумфальной площади 31 июля 2010 года не проводилось, а имело место собрание граждан. Мы понимаем, что в данном случае для признания или непризнания, происходившего митингом необходимо судебное решение, однако, считаем необходимым донести до Вас свою оценку происходившего.
Отмечая в целом скоординированную работу милиции, направленную на пресечение проведения митинга, следует отметить, что действия сотрудников милиции не всегда были оправданы.
В первую очередь хочется отметить, что нами зафиксированы случаи вежливого отношения к собравшимся на площади со стороны милиции. Некоторые сотрудники милиции при предъявлении претензий к гражданам представлялись и даже предъявляли свои служебные удостоверения. Но это, увы, были исключительные случаи. В большинстве своём, сотрудники милиции отказывались представляться и предъявлять служебные удостоверения, даже когда об этом их просили наблюдатели.
Ниже мы перечислим зафиксированные нами факты нарушения действующего законодательства и необоснованного поведения сотрудников милиции.
Прапорщик ОВД «Тверское» Андреев Виктор Иванович в нарушение п. 23 ст. 10 Закона РФ «О милиции», немотивированно пытался воспрепятствовать законной деятельности одного из наблюдателей Федерации, запрещая тому проследовать к автобусам с задержанными, несмотря на предъявление документов, подтверждающих полномочия наблюдателя.
Сотрудники милиции Юшков В.А. и Пилипчатин А.Н. в нарушение действующего законодательства, задержали двух наблюдателей «Федерации автовладельцев» во время выполнения теми задач, возложенных на них Федерацией (отраженны выше). Задержанные были доставлены в ОВД «Тверское», где на них были составлены протоколы об АПН по ст. 19.3.
Зафиксированы массовые случаи необоснованного применения сотрудниками милиции физической силы, в нарушение требований ст. 5 и ст.12 Закона РФ «О милиции».
В частности, имели место задержания с применением физической силы людей по команде руководства, а не по наличию в их действиях признаков состава какого-либо правонарушения.
Именно по команде руководства был жестоко задержан Борис Ефимович Немцов, в действиях которого на Триумфальной площади наблюдателями не было выявлено никакого нарушения Законодательства РФ. При нём не было никаких плакатов, он не кричал никаких лозунгов, ни к чему никого не призывал. Наблюдатели Федерации отчётливо слышали команды на его задержание, передаваемые сотрудникам милиции по рации. Борис Ефимович при задержании не оказывал никакого сопротивления сотрудникам милиции. Назвать основания своих действий сотрудники милиции, производившие задержание, отказались.
В присутствии наблюдателя Федерации, отдавались приказы задерживать всех, у кого в руках есть что-либо с надписью «31». Так был задержан мужчина, державший в руках лист небольшого размера, на которой среди прочей, нечитаемой на удалении даже 5 метров, текстовой информации имелись цифры «31». Подошедшие к нему сотрудники милиции без объяснений причин, без требований прекратить незаконные, на их взгляд, действия, схватили его за руки и грубо потащили в милицейский автобус. На взгляд наблюдателя, в данном случае было уместно ограничиться устным предупреждением, а применение физической силы и, тем более, задержание было совершенно неоправданно, т.к. никаких признаков неповиновения сотрудникам милиции в действиях задержанного не было. Нашими наблюдателями было зафиксировано несколько подобных случаев.
На углу Триумфальной площади и Тверской сотрудник милиции в мегафон требовал от граждан разойтись, заявляя буквально: «ваши действия не согласованы с органами исполнительной власти» и «ваши действия незаконны». Какие именно действия несогласованны и незаконны из его слов было непонятно. Граждане, к которым были адресованы его призывы, никаких противоправных действий не совершали. На вопросы о том, в чём именно заключается незаконность и несогласованность милиционер не отвечал. В данном случае, нами также усматривается нарушение ст. 5 Закона РФ «О милиции».
Во многих случаях, когда применение физической силы сотрудниками милиции было оправдано, применяемая физическая сила была несоизмерима с действиями задерживаемых. Имели место случаи, когда людям наносили удары руками. У некоторых вырывали из рук сумки, хватали за одежду.
Одного из задержанных, представившегося Андреем Семеновым сотрудники милиции сначала схватили за руки, а потом за ноги и потащили в автобус. При этом задержанный не оказывал никакого сопротивления, а напротив выражал согласие добровольно проследовать с сотрудниками милиции для выяснения всех обстоятельств.
Имели место случаи задержаний, основанных не на нарушении общественного порядка, а на возникшей в процессе общения милиционеров с гражданами личной неприязни. Милиционеру не нравилось, что от него требуют соблюдения действующего Законодательства или казалось, что с ним разговаривают недостаточно вежливо, и он задерживал человека.
В завершении дня один из наблюдателей побывал возле ОВД «Красносельское», где отметил целый ряд нарушений. Сотрудник милиции, стоявший на охране входа в ОВД вёл себя грубо, развязно, хамил обращавшимся к нему с просьбами гражданам. Поведение данного сотрудника, по мнению наблюдателя, можно характеризовать, как порочащее честь сотрудника органов внутренних дел. К задержанным, не смотря на их неоднократные ходатайства, не был допущен защитник по доверенности. Приехавший в ОВД член Общественного Совета при ГУВД Андрей Бабушкин не был допущен в здание ОВД по первому требованию и ему пришлось ожидать более десяти минут. На момент приезда к зданию ОВД нашего наблюдателя, несколько задержанных находились в доставившем их автобусе. С момента их задержания прошло более 2,5 часов. Сотрудники ОВД открыто хамили, вели себя вызывающе, оскорбляли присутствовавших возле ОВД граждан, отказывались передать задержанным питьевую воду. На просьбы представиться и предъявить служебные удостоверения, отвечали отказом.
Все указанные выше факты могут быть подтверждены устно или письменно, при необходимости готовы предоставить фото и видео материалы.
http://community.livejournal.com/msk_far/16131.html