Обострение политической и экономической ситуации в Центральной Азии на протяжении последнего года сопровождается заметным ростом миграционного оттока русского населения. Масштабы этого процесса позволяют говорить о второй волне эмиграции, которая в период относительной стабилизации первого десятилетия 2000-х гг. явно пошла на спад. Результатом этого процесса может стать завершение начавшейся вместе с распадом СССР дерусификации региона, которая способна привести к окончательному вытеснению из Центральной Азии русского населения, языка и культуры.
Эмиграция русских из ЦА резко усилилась в самом конце 1980-х гг., после массовых беспорядков в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии. Пик первой волны русской эмиграции пришелся на середину 1990-х гг. В Казахстане, где до сих пор проживает большая часть русского населения региона, численность эмигрантов в отдельные годы достигала полумиллиона человек, что сопоставимо с населением целой области. К концу 1990-х гг. миграция заметно снизилась, а в первом десятилетии 2000-х гг. упала до минимального уровня. Отток русского и другого европейского населения в эти годы не прекратился, но измерялся уже не сотнями, а десятками тысяч человек. В отдельные годы поток эмиграции русских из Казахстана был так мал, что, казалось, она почти сошла на нет. И если в Таджикистане русских почти не осталось, а в Туркмении и Узбекистане их удельный вес был невелик, то Казахстан и Киргизия, казалось, будучи странами с крупной русской диаспорой, надолго останутся в ареале русской культуры.
Однако в конце первого десятилетия 2000-х гг. положение стало меняться. К этому времени ситуация в центральноазиатских обществах под влиянием глобального экономического кризиса и внутренних особенностей их развития становилась все более напряженной. Водораздел между двумя эпохами положили «вторая киргизская революция» и последовавшие за ней массовые беспорядки в южных областях Киргизии, после которых большинству русского населения стало ясно, что будущего в этой республике у него нет. В Казахстане ситуация внешне выглядела гораздо более спокойной, однако ряд явлений указывал на то, что в недалеком будущем этой стабильности может прийти конец. В западных регионах Казахстана в этом году была обнаружена целая сеть радикальных исламских организаций, число участников которых измерялось десятками человек, а их ликвидация потребовала проведения армейских операций. Но главное, что заставило русское население Казахстана усомниться в своем будущем, так это инициатива казахских национал-патриотов об изменении языкового законодательства, результатами которого должны стать лишение русского языка официального конституционного статуса и повсеместный переход на казахский язык.
Среди аналитиков бытовало мнение о том, что особо сильного влияния на миграционные процессы эта инициатива не окажет, т. к. подобные прецеденты были и ранее, однако реальность оказалась иной. На протяжении последнего года темпы эмиграции русских из Казахстана заметно увеличились. Первыми об этом заговорили российские дипломаты, ведущие работу по репатриации соотечественников в Россию. 20 сентября интернет-ресурс российских соотечественников в Казахстане «Арведи» опубликовал интервью руководителя временной рабочей группы консульского отдела посольства России по реализации Госпрограммы содействия добровольному переселению в РФ Марина Пустэко. Материал примечателен тем, что, по свидетельству российского дипломата, количество желающих переселиться в Россию в этом году возросло в два раза. Если до зимы рабочей группой ежемесячно выдавалось около 120 свидетельств участника программы переселения, то сегодня – 240, причем поток желающих переехать в РФ не снижается, а, наоборот, постоянно растет. По словам М.Пустэко, «вначале мы думали, что это – обычный летний всплеск активности, но факты говорят обратное: в этом году количество желающих переселиться в Российскую Федерацию резко увеличилось».
Наиболее интересным выглядит ответ на вопрос о причинах, заставляющих русских покидать Казахстан. Главной из них является именно языковой вопрос, или, как сказала М.Пустэко, «сужение сферы применения русского языка». «Люди беспокоятся о будущем своих детей, – подчеркнула она. – Они боятся, что подрастающее поколение не сумеет сохранить русскую культуру и язык». Вторая причина, тесно связанная с первой, – сужение экономических возможностей русского населения. Во многих организациях знание казахского языка становится обязательным при приеме на работу, что напрямую сказывается на карьерных перспективах славян. Языковые проблемы усугубляются сокращением рабочих мест в реальном секторе экономики на периферии. В целом же участники программы переселения соотечественников называют много причин отъезда в Россию, но доминируют среди них именно языковые, а не экономические проблемы.
Казахстан по-прежнему занимает лидирующие позиции среди стран, жители которых стремятся стать участниками программы переселения соотечественников в Россию. И это притом, что на Украине, например, численность русских в два с лишним раза выше. География областей, население которых покидает страну, не демонстрирует никаких региональных особенностей эмиграции. Если раньше русские активнее выезжали из южных регионов Казахстана, где была выше доля коренного населения и сильнее влияние традиционной мусульманской культуры, то сегодня славяне, похоже, покидают все регионы страны. В 1990-е гг. численность русских в северных и северо-восточных областях сокращалась медленнее, чем в южных и западных, однако повсеместное внедрение казахского языка привело к тому, что север Казахстана, большую часть жителей которого составляли славяне, также стал зоной активной эмиграции.
В последнее время повышенный интерес у русского населения Казахстана вызывают презентации российских регионов, участвующих в программе переселения соотечественников. Особенно активны в этом плане граничащие с Казахстаном области РФ, испытывающие дефицит населения и квалифицированных кадров. На презентации Омской области, состоявшейся 3 октября в Кокшетау, зал местного дома культуры вместимостью 350 человек был полон, и люди, по свидетельству очевидцев, все подходили и подходили. Высокий интерес к этому мероприятию представители русских организаций Казахстана напрямую связывают с последними языковыми инициативами казахских национал-патриотов.
Увеличение потока переселенцев подтверждают и данные правительства Омской области. В течение 2009-2011 гг. на ее территорию переселилось 1676 соотечественников, включая 900 участников программы и 776 членов их семей, причем 1025 человек (61%) – только в 2011 г. На сегодняшний день анкеты для переселения в Омскую область заполнили 2367 человек, в т. ч. 1667 граждан Казахстана. Вместе с членами семей сюда из республики хотели бы переселиться более 3500 человек. Говоря о количестве эмигрантов, переселяющихся на постоянное место жительства в РФ, следует учитывать, что до сих пор большинство из них переезжало самостоятельно, и число участников программы – лишь часть общего миграционного потока.
Крайне удручающим для Казахстана выглядит возрастной и профессиональный состав эмигрантов. Тенденция отъезда наиболее образованной и квалифицированной части русского населения проявилась еще в 1990-е гг. Сегодня она выглядит точно так же. «В основном выезжают очень грамотные, образованные люди, – отметила М.Пустэко. – Много молодых специалистов, имеющих высшее образование, порой и не одно. Едут в РФ профессионалы, имеющие большой опыт работы, а также и почетные, заслуженные люди». Причем уезжают они, как правило, целыми семьями, забирая с собой родителей и исключая тем самым возможность возвращения. Для России, где, хотя и не в прежних масштабах, но все еще продолжается убыль славянского населения, такая иммиграция является безусловным благом. Казахстан же лишается ценных человеческих ресурсов, необходимых для реализации стратегии инновационно-индустриального развития.
По данным Росстата, в январе-июле этого года из Казахстана в Россию прибыло 19 400 человек, в обратном направлении убыло 3300 человек, так что положительное сальдо миграционного обмена составило 16 100. За тот же период прошлого года этот показатель составил 10 600, т. е. официально регистрируемая эмиграция из Казахстана в Россию увеличилась за это время в полтора раза. Не исключено, что скоро она еще более возрастет, т. к. двукратное увеличение числа участников программы переселения вполне может иметь «отложенный эффект». Заметную роль в увеличении числа переселенцев может сыграть и модернизация самой программы репатриации. В этом году количество участвующих в программе регионов России уже возросло до 32. В будущем действие программы предполагается распространить на всю территорию России, что, безусловно, повысит ее привлекательность. Многие люди, по словам М.Пустэко, пока откладывают переезд, ожидая удобного для себя региона. Среди потенциальных эмигрантов, например, есть желающие переселиться в Ростовскую, Свердловскую область или Якутию, которые пока не являются участниками программы репатриации.
Сразу после презентации программы переселения соотечественников казахстанские аналитики оценивали вероятные потери русского населения Казахстана в 20%. Теперь же эта цифра может существенно возрасти, поскольку языковая проблематика на тот момент еще не приобрела для русских столь всеобъемлющего значения, как сегодня.
Положение русскоязычного населения Казахстана
Негр становится грязным только после того, как надевает европейский костюм. (с) Адольф Гитлер.