Прежде всего стоит сказать, что внедорожной экспедиции мягко говоря не получилось... Но обо всм по порядку:
Люди с которыми планировался рейд (УАЗ Hunter, TLC Prado) поехать не смогли и в итоге поехало нас 6 человек на 2-х авто: Honda Logo (передний привод, механика) -молодожёны и Subaru Forester (T25, АКПП, 4WD). Суббота, 2.08.2008, выезд запланирован на 5 утра раздельно. Мы вчетвером стартуем на форике из города, молодожёны на лого стартуют из Линёво, при это расчёт был, что в дороге мы их догоним и далее поедем вместе... Но не получилось: нам по пути попались сломавшиеся ребята из Челябинска на почти новой BMW 3-й серии. При этом мы их случайно заметили - они стояли слегка в отдалённости от дороги... Как оказалось они ехали с Алтая, смотрели затмение, встали на ночлег, а утром завести авто не смогли, разрядился аккум, его подзарядкой и занялись! К сожалению в итоге оказалось, что не только аккум полетел, но и то ли стартер, то ли что-то ещё, т.к. зарядив едва ли не полностью, и даже немного "покатав" машину (она на механике) завести её не смогли!
В итоге, к сожалению, помочь не смогли, но вытащили их на дорогу (у них как раз должна была машина ещё одна с Алтая в Челябинск идти), попрощались и уехали... Тем самым потеряли не меньше часа, и в итоге догнали наших товарищей только на Семинском перевале.
Далее поехали вместе. Доехали до Акташа, решено переночевать... Палатки никто не захотел ставить, потому зарулили в гостиницу... В первой гостинице перед Акташем, известной всем путешествующим в тех краях, мест не оказалось и управляющая сказала, что мест вообще не найти сейчас, можете ставить палатки и всё. Но мы упрямы... даехали до Акташа и в центре в гостинице сняли 2 номера (2-х и 4-х местный) по 350 руб/чел + 50 руб за горячий душ. 4 человека помялись, но деньги с нас не спросили (я бы правда не заплатил, т.к. я шел последним и воды в водонагреватале мне на хватило - мылся уже холодной).
Выспались, позавтракали и с 11:00 решено выдвинуться сначала на 9-ю радиорэлоейную станцию, а потом в долину Чулышмана. Ещё в Акташе на заправке нам сказали, что на спуске с Кату-Ярыка местные выкопали яму и берут по 1000 со всех, чтобы вытащить оттуда.
У местных узнали как попасть на станцию, но они наперебой говорили, что кроме как на УАЗике туда не пробраться. Плюнув поехали... Дорожка конечно не ахти, но даже Лого сначала ехала весьма уверенно. На небольшом пригорке сделали привал и тут я заметил, что у меня из под капота идёт тонкая струйка дыма... Тут же начал искать что случилось! Как в итоге оказалось, непонятным образом на двигатель попала бумажная салфетка и начала тлеть! Сняли, выкинули и только собрались ехать, как обнаружили, что дальнейшая дорога для Лого непреодолима (потом правда выяснилось, что нам надо было свернуть ещё раньше), но Форик пошёл медленно и уверенно. Преодолев горку притормозили наверху и тут из-за угла выезжает ЗИЛ-131 военный с кунгом, из него выскакивает мужик и орёт нам "СТОЯТЬ!!!". Выяснять чего он от нас хочет мы не стали и, развернувшись, поехали вниз... При этом Зил кинулся за нами... Сообщив по рации ожидающим внизу, что нас преследуют непонятно кто с непонятными целями, приняли решение немного спуститься и посмотреть - продолжится ли погоня... Но даже остановиться нам не дали ибо зил шёл по пятам, так и стараясь нагнать.... В общем добавив газа и наплевав на качество дороги мы спустились до посёлка, на всякий случай достали ружье и пистолет, встали на асфальте (уж там нас если что не догнать). ЗИЛ же увидев что мы остановились на дороге (по иронии судьбы рядом стоял новосибирский лексус LX-470), свернул к домику у дороги и там остановился... А мы, посоветовавшись, решили ехать к Чулышману.
По пути на одной из остановок познакомились с семейной парой из Новосибирска (на Toyota Ipsum, 2003 г/в, 2.4, 4WD), они ехали туда же... Посоветовались, решили ехать вместе. Добравшись до Кату-Ярыка, на очередном привале узнали, что местные действительно пьянствуют, но вроде накакой ямы нет, зато нам сообщили, что весьма вероятен конфликт с местными, т.к. пару дней назад новосибирским ребятам разбили одну из 3-х машин, и пассажирам досталось.
Чему быть, того не миновать! Поехали вниз...
Спустились удачно, никто вроде как даже ни чем не зацепился. Спустились, начали искать место для стоянки... Нашли неплохое, правда у дороги, но выбор мест был невелик, потому там и встали. Поставили 3 палатки (2 мы и одни наши новые знакомые)! Тут к нам подъехали местные... Сначала было впечатление, что конфликта не избежать, но умелые дипломаты перевели разговор в нужное русло и беседа окончилась тем, что мы им дали стаканчики одноразовые под водку, а они нам сказали " Я Станислав из Балыкчи, если что...". На том и закончили...
Простояв 4 дня двинули в сторону Кырсая. По пути 3 небольших (не глубже 35 см) брода и примерно такой же глубины лужа на въезде в Коо. Встали не доезжая самого мыса на берегу Чулышмана в 300 метрах от места впадения его в Телецкое озеро. Объехав окрестности и распросив местных дороги и даже намёка на неё в сторону Севера не нашлось. Вернулся назад...
Простояв там ещё 3 дня решено двинуться назад, люди захотели на Тюнгур, но доехать до него нам было не суждено. По дороге я искал дорогу ведущую в сторону севера Телецкого в соответствии с gps, однако в том месте где вроде как должна была быть дорога была огромная скала с углом подъёма градусов в 60 с едва заветной конной тропой... А тут ещё пассажиры и попутчики недовольны, тем самым моя идея (которую никто кроме жены не поддержал) была вынуждена отойти на следующий раз.
Едем назад к Кату-Ярыко и по пути выясняется, что в горах прошёл дождь и броды углубились... Самый глубокий оказался ~60 см. Он то в последствии и сломал все наши планы!
При его форсировании первым шёл Ипсум и немного черпанул воздухозаборником водички (этого похоже хватило, а может и на от этого, но через 50 км двигатель заклинил), Лого прошла, но из-за глубины пошла вода в салон. Мы же на форике прошли его легче всех...
Об изменениях в двигателе Ипсума мы узнали только после подъёма на Кату-Ярык, но обо всём по порядку. Подъехав к началу подъёма мы обнаружили целую очередь (машин 5-7). Оказалось, что это очередь из тех, кто не смог подняться наверх и сейчас стоят ждут ГАЗ-66, который всех затаскивает за "ону фыфяфю убЪей", в простонародье - штуку.
Тут же все напророчили, что Лого не поднимется, а Форик с Ипсумом возможно смогут... Я сказал, что пойду впереди и, если что, затащу Логу, на что все наперебой начали говорить, "Ну на фиг!", "Не сможешь!", "Мощей не хватит!" и т.д. Но не слушать же кого попалоТак выдвигаюсь первый и медленно, но уверенно ползу, наблюдая за логой сзади... Она проехав 100 метров останавливается и стронуться с места уже не может. Медленно подползаю к ней задом, цепляю и с той же уверенностью, что и налегке еду вперёд. Проехав до начала уже более менее лёгкой дороги разцепляемся и едем дальше. Ближе к верху вижу, что по чуть-чуть начинает ползти вверх температура, но включив печку температура тут же нормализуется. То же самое с лого! А ипсум в итоге закипел, т.к. температурной шкалы у него не предусмотрено, а только 2 лампочки загорающиеся соответственно на "Cold" и "Перегрев"! На перевале открыв капот выяснилось что в Ипсуме куда-то убежала весь антифриз... Подлили воды, постояли, остыли и поехали дальше. Проехав 5 км, снова перегрев. По дурости опять вода ещё 3 км и встаём уже мертвяком. Ищем неполадку, останавливаются помочь почти все машины с регионом 54 (всем респект), даже один грузовичок (по-моему Исузу) заднеприводный. На вопрос как он смог подняться по Кату-Ярыку, он говорит, что вечером народ ставки делал коньяком, что не поднимется сам, но он сам умудрился. Ещё одни остановившиеся ребята сказали, что вроде как термостат заклинил и вода не поступает куда надо!
Что делать - ищем термостат, а он там не далеко-не близко, за генератором, справа снизу! Потратили часа 2-3 на то чтобы снять всё и ещё столько же чтобы наза поставить, окончательно убедившись, что не в термостате дело... Зато двигатель за это время полностью остыл, долили воды и решили завести, да не тут-то было. Даже стартер не хочет крутиться и как-только пытаешься его крутануть тут же начинает пахнуть гарью...
В общем всеми правдами и неправдами, отключив кислородник, только поддерживая газ машину завели! Но только отпускаешь газ, она тут же глохнет и чтобы снова завести, надо минут 10 париться...
В итоге решено попробовать ехать так... Но проехав ещё меньше 5 км, он окончательно глохнет, предварительно застучав и закипев. Больше его завести не смогли!
А время к ночи, стоим в полукилометре от деревни Балыктуюль, имеющей недобрую славу по отношению в туристам. Что делать... несмотря на то, что ипсум гораздо тяжелее форестера + у нас полный багажник барахла + пассажиры (один пересел в лого) + ипсум под завязку забит скрабом (палатка, лодка, стол, стулья, матрасы и ещё много-много чего) цепляем его и по чуть-чуть едем вперёд. Через 2 деревни, через пару перевальчиков, в т.ч. Улаганский! Договариваемся что пока едем до базы Узун-Кёль, чтобы там остановиться (время примерно час ночи). В общем скрипя зубами, слегка перегрев коробку на Форестере, сгоняв Лого за канистрой бензина до Улагана (ибо имелся риск остаться без бенза), дотащили до места назначения... Там на соседней базе нашли для Ипсума и его хозяев место ночлега (нам мест не нашлось), дёрнули в Акташ, теперь уже в старую гостиницу. Переночевали и наутро разделились: часть поехала на пикник в Курайскую степь, а мы втроём на Форике поехали на базу, где оставили наших новых товарищей... Они уже созвонились с Новосибирском и оказалось, что как раз в Акташ выехал их служебный ГАЗ-66. В итоге ГАЗ-66 ещё раз скатался в Новосиб и обратно, предварительно сняв мерки с Ипсума и сварив в городе жёсткую сцепку. Так, сняв бампер, на жёсткой сцепке Ипсум отправился в город...
В общем, уже устал писать, но больше ничего особо интересного и не было, кроме того, что всё-таки поднялись на ту самую радиорэлейную станцию: высота точки 2998 метров, тут же я залез непосредственно на вышку - ещё +50 метров. Пофотографировал, пообщался с людьми и двинули назад. Ещё несколько дней простояли на Узун-Кёле, постреляли, порыбачили, познакомились с ребятами из ФСБ, потом вернулись до Чемала, там сутки и домой.....
Тот кто не с нами - против нас!