Собственно, Часть 1 (самая объемная и эмоциональная). Шанхай.
Шанхай - просто космический город - небоскребы, дороги до 5-ти уровней в высоту, многоуровневые развязки, все это поднято над землей, до уровня 3-го - 5-го этажа. Жили в Шанхае в 3-х разных гостиницах, в трех разных местах города, хотя, конечно, все они были расположены в той или иной степени ближе к центру.
Как не странно, Шанхай, хоть и считается крупнейшим городом мира (якобы по неофициальным данным его население 45 миллионов человек, по официальным в районе 25 миллионов), не произвел впечатление необъятного города, везде мы сравнительно быстро добирались до нужного нам места; либо выбирались из Шанхая. Максимальный рекорд времени, затраченного нами на дорогу по Шанхаю, один час, когда мы добирались из центра до аэропорта и ж/д вокзала (они там в одном месте). Столько время затратили потому что по пути попали в несколько пробок. Вообще, в Шанхае пробки совсем не такие как у нас, я практически не видел, чтобы машины в пробках просто стояли, обычно все же едут 20 - 30 км/ч. Это потому, что дороги широкие и даже если происходит авария, то она занимает одну, максимум две полосы из 4 - 5 полос в одну сторону. Дороги, ясно, с идеальным асфальтом и разметкой, везде стрелки и указатели, чистота не грязи не пыли (воротничок у рубашки по три дня остается чистым).
Аварий в Шанхае на удивление мало, за несколько дней, видел всего две небольшие аварии, когда машины просто получили царапины. Такое небольшое число аварий странно, особенно, если посмотреть, как ездят Китайцы, а ездят они, по нашим меркам, просто УЖАСТНО. Я уверен, что средне статистический китайский водитель сумел проездить бы у нас в городе максимум 15 минут, после чего он: либо попал бы в аварию, либо ему бы набили морду. ЭТО ПРОСТО АБЗАЦ, как они в городах ездят: подрезают жестко, любую машину, хоть легковую, хоть грузовую, ездят по встречке, через двойную сплошную, за бордюром, разделяющим полосы, на красный, налево, на перерез встречному потоку, как угодно. При этом все, любой свой маневр обозначают коротким сигналом клаксона. Первое впечатление Шанхая - весь город пищит (это потом уже стало понятно, что Шанхай не самый пищащий город). Второе впечатление - чувство страха - когда перед машиной, в которой ты сидишь, с второстепенной улочки, прямо перед носом, вылетает китайский хлопец, сигналя в дудку; или едешь по широкой дороги - 4 полосы в одну сторону и тебе на встречу, в третьей полосе едет автобус, или шофер - везущий тебя по второму ряду, вдруг резко ныряет в левый поворот, прямо перед едущим в первом ряду грузовиком… Первых два дня страшно, потом привыкаешь.
50 % светофоров для 50 % китайцев просто не существуют, причем, что для водителей, что для пешеходов, причем к этому быстро привыкаешь и где то на 5-й день понимаешь, что переходить дорогу на красный свет более безопасно, чем на зеленый и начинаешь бегать на красный свет, круче любого китайца. При этом идя по светофору на зеленый свет, смотришь в обратную сторону - как бы кто против шерсти потока не ехал. Полицейские периодически стоят, хотя их не много, но им походу пофигу на нарушения, мы сами ехали по встречке, на встречу потоку, через двойную сплошную, правда не в Шанхае, (у меня даже видео этого момента есть), а местному дорожному полицейскому, стоящему на перекрестке и все видящему, было сугубо плевать на наши отмороженные маневры. Полицейские в Китае, как говорят русские, живущие там - несут не карательную, а предупредительную функцию, как во всех цивилизованных странах. Хотя, штрафы за парковку они выписывают, я сам дважды видел.
Мы сделали вывод, что у китайцев все же реакция лучше, раз они так резко способны ездить без аварий. При всем при этом никто не ругается, не матерится, все ездят пищат друг другу, отормаживаются, в последний момент и все при этом спокойные как удавы.
Правда, в отличие от нас, китайцы не очень быстро ездят и тапку в пол не давят. Скорости не превышают (в городе 60), без резких разгонов. Те Китайцы, кто ездит на механике, предпочитают переключаться на низких оборотах: т.е. 2-ю скорость включают на 10 км/ч, 3-ю на 30; 4-ю на 50; 5-ю на 70-ти, есть такие кто еще раньше скорости втыкает. На самом деле, даже обидно, везут тебя на какой-нибудь Ауди А6, по идеальными дорогам, а водитель «вату катает» нет, чтобы газку подать на такой машину, так нет же, никакого темперамента, даже не обязательно скорость превышать, но разогнаться то быстро можно… понимаешь, что мы, Русские действительно любим быструю езду.
Почти нормально, по нашему, ездят таксисты, их там немерено, шахматят из ряда в ряд, сильно не вымораживая.
Машины в Шанхае преобладают дорогие и хорошие. Причем, 99 % авто не старше 10 лет, а 70% машин моложе 5 лет.
Лидеры по популярности в Шанхае, по моим наблюдениям, Бьюики: особенно много минивэнчиков GL8 и машинок Е-класса под надеванием Buick Regal, много и других моделей Бьюиков, например, часто попадается, то что мы называем Шевролет Лачетти, а в Китае это Бьюик. Buick GL8 сильно по эргономики понравился, просторный семиместный минивэн, на любом месте сидеть достаточно комфортно и свободно, при этом еще остается нормально места в багажнике, при этом машина внешне не выглядит очень большой, как какой-нибудь тутошний Ниссан Пресаж. GL8 многие там используют в качестве служебных авто.
На втором месте по популярности - Фольцы. Во первых, почти все Шанхайские такси Фольцвагины, модель Сантори - вообще дешмански сделанные машины на механике (есть еще такси Форды, но их меньше). Также просто у людей фольцвагенов море: Пассаты, Поло, Бора, Джета (есть еще какие то свои марки мне неизвестные). Очень много Тигуанов, при том, что Туарегов практически нет (я в Китае их всего два видел).
Также, очень много машины всех остальных мировых марок: Ауди (А4, А6), Пежо, Ситроянов, Мерсов (часто встречаются S300), Ниссанов (много Санни, Блюберты), Хонда (море ЦР-В и Аккордов), Тойоты (есть но их не очень много, в основном новые Короллы), в Шанхае мало Сузуки (в других городах чуть больше), Витару вообще ни одну в Китае не видел (зато SX-4 попадаются), совсем нет Рено (не одного не видел), чисто китайских машин (всяких Чери, Гелли, Бидов, Джаков и т.д) в Шанхае не много, больше на периферии. Вообще можно сказать, что почти все виденные мной машины Китайские, т.к. почти все собирается у них, сзади иероглифы. Нет иероглифов, разве что на Лексусах, Роверах, мицубиси и части мерсов. Есть, конечно, всякие Порше (Коенов, кстати, мало), Бэнтли, Ройсы, встречали даже Феррари.
Больших, настоящих джипов практически нет, редко встречаются древние Чероки, Потролы и т.п., причем сразу видно, что они приехали из деревни. Кто говорил, что в Китае Глендвагены делают?, я лично, не одной машины хотяь=бы отдаленно смахивающей не видел. Из больших новых джипов попадаются только Ландроверы, зато, паркетников всех марок море (особенно Тигуанов, новых CR-V и ML-ек).
Вообще в Китае универсалы не очень популярны (кроме упомянутых миниэнов и Паркетников), больше преобладают седаны.
Городской транспорт как везде: автобусы, троллейбусы, метро, такси, моторикши (трамваев нет совсем).
Автобусы – европейские, в много Вольво.
Метро – неглубокое. Схема метро чем то на Московское смахивает, но более развитое, по внешнему виду безликое, платформа от рельсов, в основном отгорожены, (типа как в Питере) стеклянными перегородками или заборчиками. Перемещаться по метро просто, все понятно и доступно, стоимость билета зависит от расстояния которое собираешься проехать, билеты продают автоматы, тыкаешь на экране станцию до которой нужно доехать, пихаешь денег сколько скажет автомат, он тебе дает карточку на проезд. Билет стоит около 3-х юаней (15 рублей), для сравнения сейчас в Москве в районе 35 руб. поездка на метро стоит.
Такси – просто море, по моим наблюдениям, днем в Шанхае, каждая вторая машина – такси, после 9-ти вечера по городу ездят, в основном, одни такси ездят. Такси стоит не дорого, 14 юаней (70 рублей) посадка, далее по счетчику, тарифицируются как километры, так и время простоя в пробках и на светофорах.
Максимум, когда до вокзала ехали час, отдали за такси 110 юаней (550 рублей). Обычно покрутится по центру города на такси – 25-35 юаней (125 – 175 рублей). В такси ездить не страшно, показываешь таксисту бумажку с адресом, он тебя привозит куда нужно, если нужно, то звонит и уточняет как довезти. Есть также частники, но с ними не зная языка лучше не связываться, могут быть неприятности.
Вообще, в Китае не страшно, т.к. не грабят, обокрасть могут, а за грабеж у них, говорят, расстрел полагается.
Моторикшы. В спальных районах, если тебе нужно доехать, с полными руками покупок, пару километров от торгового центра до дома, нанимаешь моторикшу (обычно 5 юаней – 25 рублей).
Выезжая за город начинаются рабочие пригороды – небольшие городки-спутники с невысокими домиками, которые плавно перетекают в рабочие зоны. Дороги в пригороде не уступают в ровности и чистоте городским и имеют минимум по две полосы в каждую сторону, при том, что машин по ним бегают очень мало. Вообще, производят неизгладимое впечатление многие километры почти пустых дорог в идеальном состояние. В пригороде больше становится дешевых машин, небольших грузовиков. Чаще попадаются всякие Чери, Гели, Джаки и т.д.
Далее, начинаются промышленные зоны - места где, куда не кинь взгляд, везде одни заводы. Заводы в основном небольшие, в несколько цехов, есть, конечно, и крупные, но они тонут на фоне всякой мелочи. Каждый завод отделен забором (аля ковка), автоматическим сдвижным барьером, с будкой вахтера (при въезде, зачастую, вахтеры одеты в форму и отдают честь), внутри все тоже облагорожено. На территории каждой фирмежки есть навесик, под которым стоят и заряжаются от розеток элетромопеды работников. Везде такие же ровные минимум 4-х полостные дороги (по две полосы в одну сторону), при том, что машин ездит мало.