Материал о причинах возникновения и способах реабилитации ( опять же в основе правополушарность как и в случае с алкоголизмом)
Показать скрытый текстЧ. Здравствуйте! Это Ток-шоу «Азбука Здоровья». Меня зовут Ольга Чернова.
В мире заикается 1% населения, что составляет 60 млн. людей. Для многих из них ежедневное общение представляет постоянную борьбу, для многих речь не только не открывает, но, наоборот, закрывает двери к образованию. Многие люди с заиканием не имеют доступа к информации о лечении, не имеют поддержки, которую заслуживают.
Тема нашего сегодняшнего ток-шоу: «Где прячется заикание?»
Познакомьтесь с нашими уважаемыми гостями. Сегодня у нас в студии:
Блудов Андрей Анатольевич – кандидат медицинских наук, директор НИЦ Биокибернетики.
Синибор Вячеслав Юрьевич – невропатолог.
Ренгач Владимир Юрьевич – психолог.
Не секрет, что многие известные люди заикались, и это не помешало им стать знаменитыми. Это Аристотель, Исаак Ньютон, Льюис Керрол, У. Черчиль, Мэрилин Монро, Брюс Виллис, и многие, многие другие.
И наш первый вопрос Андрею Анатольевичу. Скажите, пожалуйста, Андрей Анатольевич, заикание развивается сразу или постепенно?
Б. Большей частью, все-таки, заикание развивается постепенно. Как правило, пусковым механизмом для возникновения заикания служат нервный стресс, испуг, какой-то другой психологический фактор, который заставил человека резко нервничать. Причина заикания и то, как оно развивается – это две большие разницы. Почему? Потому, что заикание развивается постепенно, как процесс.
По нашим данным, у большинства людей заикание связано с фактором переученного левшизма.
Ч. А какова вероятность, что у заикающихся родителей родятся дети с таким же дефектом?
Б. Ну, за это отвечает не один ген, а несколько генов. Причем, их особая комбинация должна случиться таким образом, чтобы запустить этот процесс готовности к заиканию. Это вероятностный процесс. Нельзя жестко сказать, что если родители заикаются, то будет заикаться и ребенок. Но эта вероятность повышается процентов до 30-40.
Ч. Спасибо, большое, Андрей Анатольевич. Теперь наш вопрос Вячеславу Юрьевичу. Вячеслав Юрьевич, скажите, пожалуйста, какие есть наиболее вероятные теории возникновения заикания?
С. Теорий на самом деле очень много. И поэтому трудно, к сожалению, вычленить какие-то самые основные.
Ч. А все- таки?
С. Из основных я могу назвать, ну, например, переученный левшизм. Они очень часто заикаются. По данным всемирной организации здравоохранения, примерно 65-70% переученных левшей, обязательно заикаются потом.
Второй из таких очень больших фактов возникновения заикания – это двуязычие в семье с детства. А так как в Советском Союзе многие дети учили сразу же два языка – свой и русский – то, очень много из таких детей и взрослых сейчас у нас, т.к. эти взрослые по-прежнему продолжают заикаться.
Ч. А что нам скажет Владимир Юрьевич? По вашему опыту, каковы причины возникновения заикания?
Р. Ну, можно, наверное, сказать, что это стрессы. Больше всего этому подвержены люди, которые любят очень быстро говорить или у них очень высокий или, даже, писклявый голос. У этих людей в любой момент может начаться заикание. И стресс усилится.
Ч. Человек, который заикается, находиться в постоянном стрессе?
Б. Да, конечно. Спросите у любого заикающегося. Они по себе это знают. Когда возникает момент – "я могу говорить", и "я НЕ могу говорить" – это страшное дело, естественно. И лучше будет сказать, что не заикание - от стресса, а стресс - от заикания.
Ч. Легкое заикание иногда придает человеку шарм. Это иногда используется в литературе и кино, чтобы подчеркнуть мягкость и интеллигентность героя. В жизни же, заикающийся, как правило, робок и не вступает в беседу. Хотя, нередко, обладает более высоким интеллектом.
Андрей Анатольевич, следующий вопрос опять вам. Скажите. Какие дети предрасположены к заиканию?
Б. Я хотел бы сказать, что, конечно, родители должны увидеть возможность того диссонанса между правым и левым полушарием мозга, который приводит к заиканию, к нестабильности речи.
Р. Хотелось бы еще добавить. Наверное замечали? Многие родители начинают радоваться. О, мой ребенок начал рано говорить. Это радость. Вот как развит ребенок. Но здесь стоит учитывать тот момент, что где-то 25% детей, попадающих к нам, именно из тех детей, которые начали рано говорить. Быстрое развитие.
Б. Быстрое развитие говорит о быстро развивающемся центре Брока, который ведает производством речи, который руководит губами, голосовыми связками, гортанью, дыханием – подпор воздуха должен быть. И если он очень быстро развивается, человек начинает быстро говорить, он начинает рано говорить – это признак быстрого развития – и вот это перевозбуждение центра Брока является по сути главной причиной возникновения заикания. Возникает спастическая способность. И любое нервное напряжение – выступление перед аудиторией, экзамены – сразу выводит его из состояния хрупкого равновесия. Т.е. быстрое развитие речевого центра имеет свою вторую сторону.
Ч. Может, у зрителей есть вопросы?
З. У меня растет внук. И мне очень хотелось бы знать заразно ли заикание, и можно ли перенять этот недуг или манеру от другого ребенка?
Б. Да, конечно, ребенок 80% информации получает подражательным путем. И если в семье или где-то кто-то заикается, ребенок может подражательным путем, ка бы заикаться. Но это не будет как таковым заиканием. Потому, что как он сейчас подражает этому человеку, так потом он начинает кому-то подражать с правильной речью.
Заикание не заразно.
Р. Это будет как раз то, что вы называли шарм.
Ч. Вячеслав Юрьевич, скажите, пожалуйста, а правда ли, что мужчины заикаются чаще, чем женщины и почему?
С. Да, это действительно так, но здесь трудно сказать почему... У женщин, наверное, более стабильная психика, чем у мужчин. И когда мужчина начинает волноваться, у него это просто может реализоваться быстрее. Ну и все-таки. Так как левшей тоже больше мужчин, мы и имеем такое соотношение.
Ч. Вячеслав Юрьевич, а заикание может пройти само собой, без лечения?
С. Если заикание не тяжелой степени, то с возрастом оно может постепенно уменьшаться. Но не более того.
Ч. Владимир Юрьевич, что мешает людям излечиться от заикания?
Р. Чаще всего - как бы это цинично не звучало - они не хотят этого. Просто не хотят.
Ч. Не хватает терпения?
Р. Это может быть лень, а может быть не выгодно. Очень многим моим пациентам просто не выгодно избавляться от заикания. Пример простой. Школы, институты. К доске можно не выходить, не отвечать. Все жалеют. А это так приятно. Стереотип поведения уже привязан к этому.
Как только заикание начинает уменьшаться, заикающиеся покидают зону комфорта. К ним начинают по другому относиться. А это очень страшно и тяжело.
Б. Знаете, когда говорят, что заикание не излечимо, в этом есть доля правды. Чтобы справиться с заиканием, заикающийся человек не может говорить так как все. Он должен говорить лучше, чем другие – и, только тогда он не будет заикаться. И этому обучить не так просто. Мы требуем, чтобы заикающиеся говорили лучше, чем другие люди, более правильным голосом. А это труд.
Ч. Есть еще желающие задать вопросы нашим уважаемым гостям?
З. После того как человек вылечился от заикания, может опять повторяться этот процесс?
С. Да, такое бывает. При каком-то тяжелом стрессе, при тяжелом состоянии это может вернуться.
Б. Естественно, это хрупкое равновесие всегда может быть нарушено. Но, если у человека есть механизм восстановления этого равновесия, и если создать запас прочности, то можно говорить о полном излечении.
Ч. Спасибо.
Заикание – серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеяться, что оно без особых усилий само пройдет. Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло. Что делать, если ребенок начал заикаться?
Сегодня существуют свыше 200 способов лечения заикания, начиная с гипноза, медикаментов, дыхательных упражнений, и, заканчивая шоковой терапией. По прежнему в ходу бабушкины травки и заговоры.
Пишут, что лечить заикание у ребенка раньше, чем ему минует 5 лет , бесполезно. Это правда.
С. Я скажу так. В любом возрасте можно начинать лечение.
Ч. Владимир Юрьевич. Насколько помогают логопедические детские сады.
Р. Сложно сказать однозначно. Может быть процентов на 15, если форма заикания легкая. Очень хорошо, если ребенка там научат правильно дышать.
Б. Вообще, родителям и учителям ни в коем случае нельзя говорить ребенку: «не волнуйся, не переживай, глубоко вдохни, не нервничай.» От этого он начинает еще сильнее нервничать. Нужно спокойно ждать, пока ребенок сам договорит.
Ч. А что можно сделать прямо сейчас, чтобы улучшить плавность речи?
Б. Каждый знает, что если сильнее натянуть струну на гитаре, струна начинает звучать выше. Расслабить – она звучит ниже. Аналогично работают голосовые связки. Нет ни одного взрослого мужчины, который бы разговаривал басом, и, при этом заикался. Все, кто заикаются, имеют более высокий голос, чем дала им природа.
Первый совет – понизить высоту голоса.
С. Второй – это так называемый грудной голос. Начиная говорить, используя грудной резонатор, мы понижаем голос.
Р. Третий совет – громкий шепот. При громком шепоте связки, как бы, не смыкаются до конца, и речь в этот момент идет гораздо проще. Это можно назвать речью с придыханием
Б. Все эти три элемента, о которых мы рассказали можно взять уже сейчас, чтобы хоть чуть-чуть улучшить речь.
Р. Можно еще добавить?
Еще один совет. Возможно он будет больше касаться детей. Пусть родители поучат детей дышать правильно – животом. Так называемое диафрагмальное дыхание. При диафранмальном дыхании связки на вдохе никогда не натягиваюся. Диафрагма опускается и грудное резонирование, о котором говорил Вячеслав Юрьевич, начинает работать более сильно.
Ч. Спасибо.
Скрыть текст