Помимо происхождения от четырех групп источников Торы (удивительно, но энкратит маркионит Татиан во 2-м веке объединил четыре Евангелия в один документ Диатессарон!) интересно ознакомиться и с эволюцией богов в Библии в связи с заваеванием власти евреями в Ханаане, с их национальным божеством Яхве, бывшим первоначально одним из многочисленных сыновей Элоим - от связи Эла и Ашеры.
Одним из их "сынов" был почитаемый до нашествия евреев в Ханаане -Ваал, бог дождя имевший титул Зебул, верховный.
Которого впоследствии сделали Вельзевулом...))) Противником Яхве евреев.
" Интегрируясь в культуру Ханаана, евреи, как и многие друкгие древние народы, соблюдали генотеизм , т.е. признавая
множество богов, считали своим
покровителем одного. У одних колен
таким богом был Яхве, у других колен почитались элохим (элоhим) . Поскольку главным в хананейском сонме богов считался бог Эл, евреи, в процессе адаптации к новой религии, в число традиционных "сынов" Эла поставили и
своего родоплеменного бога. Этот
рудимент наиболее выделяется в
неотредактированных в позднее время вариантах Ветхого Завета - чтение по Септуагинте и кумранскому (Примечание
7) свитку, поименованному "4QDeut - j", дает нам изначальный, отличный от канонического, вариант песни Моисея из
"Второзакония" (32:8-9): Втор. 32:8-9
Когда Элион давал во владения народы, Когда разделял он сыновей Адама, Установил он границы по числу сыновей Элохим.
Часть Яхве, народ его - Иаков, удел в его владение. Примечание 8.
В Септуагинте "сыновья Элохим " -
"ангелы божьи", в кумранском свитке Второзакония 4QDeut-j " бнэ Эл" ( сыны Элохим ). Однако по мере завоевания Ханаана, в процессе эволюции яхвизма,
постепенно усиливалась роль Яхве за счет "передачи" ему функций, прежде "исполняемых" хананейским Ваалом, а потом - и самого Эла:
Псалмы, псалом 81 Асафа9
Бог стал в сонме богов [Совете Илу];
среди богов произнес суд.
Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте;
угнетенному и нищему оказывайте
справедливость. Избавляйте бедного и нищего, исторгайте
его из руки нечестивых.
Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего [Эль-Элион] — все вы.
Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. Примечание 9.
Таким образом Яхве постепенно
становится уже " царем богов " вместо Ваала и даже полностью занимает место
самого Эла (Втор. 9:26, Исх. 18:10 -11). К "единому" Богу
Находки надписей VIII в. до н.э. в
Кунтиллет Ажруд, в Юго-Западной части Негева, и в Кирбет эль-Ком, в предгорьях Иудеи, в которых упоминаются " Яхве
Шомрон (Самарийский ) и его Ашера ", " Яхве Теман и его Ашера ", " Яхве и его
Ашера ", где Ашера (Асират, Астарта) по- видимому выступает в качестве супруги Яхве (см. также Ю.Велльгаузен.
Введение в историю Израиля. Гл. 1 -I ), а также посвятительные надписи VII в. до н.э. с Телль-Микне с обращениями к Асират, заставляют по-новому взглянуть на историю иудейского монотеизма
Серьезные попытки введения монотеизма стали
предприниматься правителями Иудеи только в относительно позднее время, вскоре после гибели северного - Израильского - царства (VII в до н.э.). В этом ключе производилось не только
редактирование священных текстов, но и их переосмысление, но таким образом в сформировавшемся в итоге религиозном
каноне рудиментарно остались следы древних верований.
"На восемнадцатому году" правления
иудейского царя Иосии (621 г. до н. э.) в Иерусалиме произошло важное событие. Во время ремонта Храма была найдена копия "давно забытого" Моисеева Закона.
Согласно современной критике, речь идет о своде древних законов, который, в основном, соответствует нынешней книге Второзакония. Свод законов был давно
составлен жрецами, содержал
усовершенствованные предписания
прежнего "закона" и представлялся
теперь как сочинение незапамятной
древности (согласно 4 Цар. впервые эти намерения стал осуществлять еще царь Езекия, но только при Иосии эти нововведения получили подкрепление в авторитете религиозного закона).
На основании требований этой Книги Иосия централизовал культ Яхве в Иерусалимском храме и уничтожил все святилища на горах, все священные рощи
и все жертвенники, находившиеся вне иерусалимского храма. Появились и такие народные «пророки», которые
выступали против местных центров
богослужения, даже если они были
посвящены самому богу Яхве (ранее
никто из "пророков" и священников не видел ничего предосудительного в
богослужении на "высотах" и
"жертвенниках", оставшихся в
наследство от хананейских культов - см. богослужения Соломона, Самуила и др.). Это обеспечило «пророческому движению» поддержку царей Иудейской
монархии, сидевших в Иерусалиме и
увидевших в «пророках» союзников в борьбе с аристократией местных общин: находясь вне влияния дворца и
столичных властей, аристократия,
видимо, стремилась к максимальной
независимости. Борьба, начатая против сельской аристократии, естественно, выливалась в борьбу против местных святилищ, которые были идеологической опорой аристократии. (см. Ю.Велльгаузен. Введение в историю Израиля. Гл. 1 -II). Это причина вполне
сочетается и с фактом политической
потребности в объединении перед лицом внешней угрозы ввиду агрессивной политики царей усилившейся Вавилонии.
В том ядре, которое потом ляжет в
каноническое " Второзаконие " появляется призыв:
Втор. 6:4
"Слушай, Израиль: Господь, Бог наш,
Господь един есть!"
Сегодня на основании археологических
данных мы понимаем, что эта фраза
означает не то, что не существует других богов (этого как раз Библия не отрицает), а то, что все практикующиеся прежде
различные локальные культы бога Яхве следует централизовать в Иерусалиме."
Подробно:
http://www.svob.narod.ru/bibl/judaism.htm#_koganim
Монотеизм лишь это прождение усиливающейся царской тирании.
"61. Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашёл труп... Мир недостоин его!
71. Иисус сказал: Тот, кто знает все, нуждаясь в самом себе - нуждается во всем!",- Евангелие от Фомы.