"Иоаннов Христос отвергает Моисея и пророков.
Но Иоаннов Христос еще не раскрылся в полной мере. Продолжим собирать Его изречения. Он говорит в притче о добром пастыре (10:8) "Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники". Он говорит "все", не исключая никого, даже пророков, даже самого Моисея. Испуганные этим обвинением, отцы, апологеты и критики ведут себя как пожарники у очага возгорания – они стремятся локализовать и изолировать его.
Следует уберечь Моисея и пророков Ветхого Завета. Но как? Августин (In Jo. tr., XLV, 8) разъяснил, что определение "разбойники и воры" относится только к тем, кто пришел "помимо" Христа, так что пророки не воры. Я должен сказать, что такая фантастическая защита не удовлетворила критиков. Они искали большего. Они искали и нашли. Что? Они открыли, что слово "все" означает "некоторые", ибо здесь критики заявляют нам, что Иоаннов Христос имеет в виду иудейских учителей Своего времени или лжемессий. Так, в притче о добром пастыре автор четвертого Евангелия имеет в виду тех, кто предшествовал Иисусу (в действительности, Его современников или даже младших современников). Но если Он хотел сказать именно это, почему Он употребил слово "все"? Почему не воспользовался словом "некоторые"? Меня останавливают и предупреждают, что, упорствуя в рассуждении о 10:8 текста, я оказываюсь в пространстве фантазии. Ниже я рассмотрю это утверждение. Здесь я отмечу, что в истолковании 10:8 критики в новой форме повторяют фантазии Августина.
5) Иоаннов Христос борется с князем мира сего.
Иоаннов Христос осуждает Моисея и пророков. Он нападает на "князя мира сего", на "дьявола". Он пришел на землю, чтобы открыть Бога, единственного истинного Бога, людям, которые не знали Его. Но Он пришел также, чтобы сразиться с дьяволом. В Первом Послании мы читаем: "Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола" (3:8). Мы знаем об исходе борьбы еще до ее завершения. Дьявол стремится убить Сына Божия, Который принимает Свою участь; но сам он должен быть изгнан вон: "ныне князь мира сего изгнан будет вон" (12:31); "князь мира сего осужден" (16:11); "идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю" (14:30-31).
Что есть "дьявол" в четвертом Евангелии? Кто это? В каких отношениях состоит он с Богом и людьми? Взятый сам по себе, дьявол – это "зло" или даже "Злой" (πονηρος – В русском Синодальном переводе "лукавый". – Б.Ш.). Мы узнаем о нем из Евангелия, где видим Христа, просящего Отца "сохранить от лукавого" Своих учеников (17:15). Мы знаем о нем из Первого Послания: "вы победили лукавого"; "Каин был от лукавого" (3:12); "лукавый не прикасается к нему (к христианину, рожденному от Бога)" (1Ин 5:18). Будучи лукавым, он грешит и лжет: "сначала дьявол согрешил" (1Ин 3:8); "нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое" (Ин 8:44).
По отношению к Богу дьявол – "враг", ибо таков смысл греческого слова, означающего дьявола. Эта враждебность отмечена, когда утверждается, что Христос пришел разрушить дела дьявола. Более того, она неизбежна, поскольку Бог благ, а дьявол зол.
О том, как дьявол относится к миру, Иоаннов Христос научает нас двумя словами, когда называет его "князем мира сего". Мир – его царство, и он – его царь. Эта же мысль вновь появляется в другой форме в Первом Послании: "Мы знаем, что весь мир пребывает в лукавом (εν τω πονηρω κειται)" (5:19).
Как владыка мира, дьявол является источником, из которого исходит любая политическая власть. Пилату, хвалящемуся своей властью казнить или освободить Его, Иоаннов Христос отвечает: "ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше" (19:11) Затем Он добавляет: "посему более греха на том, кто предал Меня тебе". Этот ответ содержит два утверждения. Во-первых, мы узнаем, что Пилат получил свою власть "свыше", то есть от существа, превосходящего человека, от существа, которому он подчинен и которому обязан повиноваться. Согласно второму утверждению, это высшее существо, существо "свыше", предало Христа Пилату как своему подчиненному, и "посему" ответственность Пилата за смерть Христа умаляется. Главным преступником является это существо "свыше", поставившее своего подчиненного Пилата в безвыходное положение. Существо "свыше", которое безжалостно предает Христа Пилату, - это "враг", "лукавый". Здесь он появляется перед нами как суверенный обладатель политической власти, часть которой он уступает римскому правителю. И это соответствует логике вещей, поскольку "весь мир во власти лукавого" и этот лукавый является князем мира сего.
Сын Божий, пришедший сразиться с дьяволом, с необходимостью должен отнять у него все царство мира. Эту программу Он формулирует в 12:31: "ныне князь мира сего изгнан будет вон". Здесь опять та же мысль, которая положена в основу следующих текстов: "не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (3:17); "Я пришел не судить мир, но спасти мир" (12:47). Иоаннов Христос спасает мир, освобождая его от ига дьявола, и достигает этого освобождения, изгнав дьявола вон.
Впрочем, эта победа не должна быть достигнута в будущем. В момент прихода Христа на землю мир, оскверненный его владыкой, зол. Пришедший низложить дьявола сначала должен был победить мир, словом: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (16:33). Торжество Христа над миром развивается. Оно заключается в постепенном изгнании дьявола посредством ограничения пространства его царства. Изгнание завершается рождением детей Божьих. Рождение детей Божьих мы рассмотрим далее. Отметим здесь, что дети Божьи находятся вне власти дьявола: "всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему" (1Ин 5:18). Из этого следует, что, поскольку мир является собственностью дьявола, дети Божьи не от мира: "всякий, рожденный от Бога, побеждает мир" (1Ин 5:4); "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира… потому ненавидит вас мир" (15:19; см. 17:14,16).
Но дети Божьи, по меньшей мере в дни земной жизни Христа, составляли очень малое стадо. Каково положение остальных людей, составляющих огромное большинство, близкое к численности всего человечества? Иоаннов Христос учит нас следующими словами: "вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира… Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня… Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (8:23-44).
Иудеи "от дьявола", дьявол их "отец", они его дети. Откуда приходит к ним это ужасный позор? Они "от нижних", они "от мира". Если бы они были "свыше", если бы они были "не от мира", они были бы детьми Бога, но, будучи снизу и от мира, они неизбежно являются детьми дьявола.
Последуем рассуждению, кто является детьми Божьими. Наши тексты утверждают, что детьми Божьими являются те, кто принял Свет, приходящий в мир (1:9-13), кто уверовал в Сына Божьего и кто, по этой причине, имеет вечную жизнь (6:27a, 29, 35-40). В других местах должно уверовать в Сына из-за чудес, которые Он совершает (5:36; 10:25,37-38; 14:11), и, однако, к Сыну приходит и верит в Него только тот, кого Отец привлечет (6:44) и отдаст Сыну (6:37;10:29;17:6). Не ищите, как это привлечение Отцом согласуется с необходимостью людям уверовать в чудеса; предположим, напротив, что проблема решена (наш автор здесь путается, но богословы в наши дни так же запутаны), и сочтем их детьми Божьими. Они, они не "от мира" (15:19; 17:14); они приняли рождение "свыше", о котором Иисус говорит в своей беседе с Никодимом (3:3-7); они "рождены от Бога" (1:13; 1Ин 2:29; 3:9); они "от Бога" (8:47; 1Ин 4:6; 5:19).
Но чтобы получить эти привилегии, им нужно, прежде всего, уверовать в Сына и, уверовав в Сына, они будут привлечены к Отцу. Как могли бы они быть приведены к Отцу, и как, приведенные к вере, уверовали бы, если их еще не было? Следовательно, они уже существовали. Рождение свыше, сделавшее их детьми Божьими, пришло позже. Прежде, чем достигнуть его, они получили обычное рождение, сделавшее их людьми. Сначала люди, затем дети Божьи: такова последовательность.
Рассмотрим первое рождение, которое дает людям человеческое положение. Если бы оно было свыше, оно сделало бы их детьми Божьими, но оно не сделало этого. Итак, мы вынуждены признать, что первое рождение от низа. Более того, нам запрещено тешить себя иллюзией, поскольку в 1:12,13 текст противопоставляет рождение детей Божьих тому рождению, которое происходит от крови, от похоти плоти и от похоти мужской. Рождение от плоти и крови, в котором действует мужская похоть, это именно то рождение, благодаря которому мы входим в мир, вступаем в обширную семью человечества. И это рождение в 1:13 противопоставлено рождению детей Божьих, тому, которое в 3:3,7 названо рождением свыше.
Это приводит к выводу, что первое рождение – от низа. И поскольку то, что от низа, от дьявола, это приводит нас к следующему выводу – что первое рождение от дьявола. Это заключение неизбежно. Иудеи, которых Иоаннов Христос порицает как детей дьявола, являются таковыми из-за своего человеческого рождения. Человек по самой своей природе имеет своим отцом дьявола. Чего не хватает Иоаннову "дьяволу", "князю мира сего", "лукавому" четвертого Евангелия, чтобы считаться создателем людей? Что отличает его от творца мира, создавшего этот мир за шесть дней? Мы видим поединок между богом творения - который также и бог Моисея - и Иным Богом, представленным Христом. Творец, от которого Пилат получил свою власть, намерен предать Сына Божия своему представителю и повелевает казнить Его. Он собирается убить Христа, как убивает всех людей, поскольку он "человекоубийца искони" (8:44). Но, несмотря на эфемерную победу, он будет низвергнут: "вы от Бога, и победили их (соратников дьявола); ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире" (1Ин 4:4)."
Понимаешь, Правсиб..
Хрестос - Благой!
Диавол - Злой...
Весь мир лежит во Зле... В лукавом.
Вспомни..
Упасет нас от настоящего лукавоко века...
Злого Эона.
Дьявол не персона..)
А мир, наш Эон.