Отдельно стоит остановиться на одном из важнейших вопросов - о появлении, сути и роли православной Церкви в Золотой Орде, а значит и в так называемом "Московском княжестве."
"Митрополиты были не вольны в своих действиях и беспрекословно исполняли повеления Хана, сопровождали его в военных походах, годами жили при ставке Царя – Хана, восхваляли Ханов в храмах как наследников Бога на земле, призывали народ к повиновению единому Царю-Хану.
Крестились и получали в крещении имена - Иван, Дмитрий, Андрей, Петр и другие. Михаил Тверской - хан Беклемиш!
Православная церковь Суздальской земли, а позже Московии, усердно и честно служила единому татаро - монгольскому государству. Она была необходимой и составной частью единой Империи и никогда не противилась этому предназначению. Московская церковь цементировала устои Ордынского государства.
Князей, пытавшихся бунтовать против татар, зачастую отлучала от церкви или проклинала. Хан Узбек, например, отлучил от Церкви Псковитян! А всякие измышления 'великороссов' о так называемой независимости Московской церкви от Ханов – это очередная ложь Российской империи.
Показать скрытый текст. Хан Батый, кроме ранее перечисленных начинаний, ввел на территории Золотой Орды порядок выдачи каждому чиновнику государства ярлыка на должность: улусных ханов (князей), удельных ханов (князей), темников (князей), тысячников (князей), митрополита, епископов и т. д. Это касалось всех должностей государственных служащих, подчиненных центральной власти.
Впервые такие ярлыки были выданы Батыем на протяжении осени 1242 - весны 1243 годов. Следует отметить, что ни одного Рюриковича из так называемых Великих Владимирского и Рязанского княжеств среди получателей ярлыков быть не могло. Потому что земли Тмутаракани (в московской интерпретации - Великое Рязанское княжество) достались брату хана Батыя - Беркечару, земли Мещеры (в московской интерпретации - Великое Владимирское княжество) стали принадлежать Чилаукуну, а земли так называемого Тотешина (в московской интерпретации - земли племени веси) отошли к хану Мухаммеду (в крещении - Иван Ордынский). На должности тысяцких и сотников братья Батыя назначали (или сами, или с согласия Батыя) членов тех родов (или), которые вместе с ними прибыли на новые земли и стали опорой новых хозяев улусов.
Именно о таких явлениях рассказывают свидетели тех времен: Рашид-ад-дин, Джувейни, Киракос Гандзакеци, Вильгельм де Рубрук и другие. Для своих северных улусов Батый не делал исключений.
Российской историографии, в конце концов, придется все «довески лжи» выбросить на историческую свалку.
Надо также признать, что с 1243 года при ставке хана Батыя оказался один из священников, который ожидал престола митрополита, и в 1250 году, с согласия хана Батыя, он посетил Константинополь и был рукоположен Патриархом на Митрополита Золотой Орды с именем Кирилл.
Историк К. Валишевский, который работал в московских архивах во времена строгой Столыпинской реакции, накануне Первой мировой войны, достаточно конкретно написал:
«До татарского нашествия разделение русской земли на маленькия княжества и сохранение постоянной связи церкви с Константинополем были гарантией независимого положения ея владык. Но в это время они решили стать под защиту новой власти. Митрополит Кирилл стал жить при дворе самого хана.
Милостивая грамота Мангу Тимура и щедро раздававшиеся его приемниками ярлыки были наградой за это положение. Но полученныя таким образом милости влекли полнейшее отречение от былой независимости...» [114, с. 46].
С 1250 года кафедра митрополита находилась при ставке хана Золотой Орды, а Православная церковь стала идеологическим оружием в руках хана. И ханы Орды достаточно активно использовали церковь против улусных мятежников, которые выходили из-под влияния хана-царя. В те времена церковь и ее иерархи действовали, выполняя повеление ханов, настолько примитивно и грубо, что московские владыки до сих пор скрывают свою унизительную службу ханам.
Как уже отмечалось, в 1254 году в Сарай-Бату был построен каменный храм. Его построил хан Сартак:
«Книги вернул он все, кроме псалтыря госпожи королевы, который удержал с моего позволения, так как я не мог отказать ему в этом. Именно он (батько Койяка. — В. Б.) говорил, что псалтырь очень понравился Сартаху... Именно по поручению Сартаха он строил большую церковь на западном берегу реки и новый поселок и хотел, как он говорил, приготовить книги для нужд Сартаха» [11, с. 168].
Сами ханы строили православные храмы в своих столицах: Сартак - в Сарай-Бату хан Мухаммед (Буре) - в Великом Устюге, хан Беклемиш (Михаил) - в Твери ( «Андреев городок») и др.
В 1261 году с разрешения хана Берке в Сарае была открыта епархия, которая получила название Сарайской (Сарской). Первым Сарайским епископом был назначен - Митрофан, вторым - Феогност и так далее.
Вот свидетельство русского церковного историка:
«...В столице Татарского Хана, Великом Сарае, находилось множество... (христиан. — В. Б.), которым приемник Батыев, Беркай, дозволил отправлять христианское богослужение явно; посему Митрополит Кирилл в 1261 году и посвятил туда перваго Епископа Митрофана. Последующие затем Епископы, имевшие в своем ведомстве и церкви, лежавшия от Чорнаго Яра по Хопру и по Дону, стали именоваться Сарайскими, или Сарскими и Подонскими... архиерейский дом издревле был любим Великими Князьями...» [19, с.265].
Это была одна из самых богатых и могущественных епархий Золотой Орды.
В те же 60-е годы XIII века (вероятнее всего, в 1261 году) кафедра митрополита Кирилла оказалась в новой столице государства - Сарае-Берке, которая располагалась в районе современного Волгограда. По приказу хана Берке, в новой столице для митрополита Кирилла был построен новый храм. Вот почему все раскопки столиц Золотой Орды засекречены и хранятся в хранилищах.
Попробуем найти сегодня печатные работы археологов: А. В. Терещенко (1806-1865), Ф. В. Баллода, П. С. Рыкова, А. А. Кроткова, которые в XIX и в начале XX веков раскапывали столицы Золотой Орды. Бесполезно! Если что-то и можно найти, то это полностью подвергнутый цензуре материал.
Очень боится Московия правды о своем золотоордынском прошлом. А бояться нечего. Правда о прошлом каждого народа - святая. И она не обязательно такая, как кому-то этого хочется.
Поход войска хана Менгу-Тимура на Константинополь в 1269-1271 годах не предусматривал покорение Византии Золотой Ордой или отторжения части ее земель. Владения Византийской империи по тем временам значительно сократились и на севере достигали только реки Дуная. Никакой вражды между Византией и Золотой Ордой история не зафиксировала. На те годы пограничным улусом владел хан Ногай - внук Бувала (Мовала). И хотя в 1269 году Ногай со своими стадами и табунами скота уже перешел в Причерноморье на правый берег Днепра, но до реки Дунай еще не добрался.
Даже арабские (египетские) историки, современники похода, были вынуждены признать его внешнюю беспочвенность. Существовали золотоордынские, внутригосударственные мотивы. И вполне понятно, что историки-мусульмане не могли открыто сказать миру о тех мотивах. Они касались христианской (православной) веры. Менгу-Тимур поставил перед Византийским императором и Константинопольским Патриархом ультиматум: хан Золотой Орды должен быть царем для христианского населения государства, а все церковные владыки (митрополит и епископы) должны рукополагаться на кафедры только с его согласия.
Видимо, на этот поступок хана подтолкнули православные владыки Золотой Орды, которые хорошо помнили унижение во времена царствования хана Берке. Если ханы Батый и Сартак полностью освобождали церковь и священников от налогов, то хан Берке, начав в 1262 году войну с Хулагуидами на Кавказе, наложил на церковь налог. Церковные и монастырские сооружения использовали для ночлега и постоя лошадей и людей. Об этих фактах еще вспомним, когда речь пойдет о ярлыке Менгу-Тимура митрополиту в 1267 году.
Вероятно, с 1267 по 1269 год хан Менгу-Тимур предлагал императору и Патриарху добровольно передать ему титул царя православных людей Золотой Орды. Возможно, потому, что Византия отклонила предложение хана Менгу-Тимура, и началась война.
Именно Византия в свое время исповедовала гармонию церкви и власти - когда церковь и власть одновременно занимаются и церковными, и государственными делами: одна опирается на другую. При этом Византийский император вместе с Патриархом считались наместниками Бога на земле. Император был в роли земного царя для православного люда государства. Поэтому население Мещеры и Тмутаракани (Рязанское княжество) после крещения оставалось бы под опекой Византийского императора и Патриарха.
Против этого и выступили ханы Золотой Орды. Они согласились, чтобы Патриарх как духовное лицо рукополагал для православных людей их государства митрополита, но только согласованную кандидатуру. А о том, чтобы византийские императоры были Царями для христиан Золотой Орды, не могло быть и речи. Потомки Чингисхана считали себя наместниками Бога на земле. Вот что писал Великий Хан Менгу в письме к французскому королю Людовику IX: «... На небе есть один только вечный Бог, над землей есть только единый владыка Хингис-хан, сын Божий...» [11, с. 162].
Все события четко совпадают во времени: 1 августа 1267 года Менгу-Тимур выдал ярлык митрополиту Кириллу, который держал свою кафедру при ставке хана. Конечно, перед тем как выдать Кириллу ярлык, хан имел неоднократные встречи с ним и с епископами, обсуждая церковные проблемы. Видимо, в том же 1267 году Менгу-Тимур направил свое требование (или ультиматум) в Константинополь. Ответ, вероятно, негативный, хан получил в 1268 году. А уже в 1269 году начался поход войска Золотой Орды на Константинополь.
Хан Менгу-Тимур лично не участвовал в походе, что свидетельствует не о покорении Византии или завоевания части ее земель, а об обычном запугивании. Войско Менгу-Тимура, - именно его, а не темника Ногая, как подают некоторые российские историки, - подошло к стенам Константинополя, однако штурмовать город не стало. Как свидетельствуют арабские источники, дело уладили путем обычных переговоров.
С тех пор на протяжении почти 200 лет Золотая Орда и Византия находились в мире и согласии. И не один золотоордынский хан имел жену из дома Византийского императора. Нет сомнения, что был в ханской делегации и участвовал в переговорах по примирению митрополит Кирилл, или Сарайский епископ. Патриарх и император должнв были видеть свои выгоды от принятого решения.
Интересы Патриарха и Митрополита Золотой Орды совпадали относительно гарантии существования православия в государстве и его поддержки в противостоянии с католицизмом. Ханы Золотой Орды признали «московское» православия одной из государственных религий и запретили в своем государстве исповедовать католицизм.
Ханов Орды не интересовала сама суть каждой из ветвей христианства. Для них главным было другое: православие признало их своими Верховными Царями - наместниками Бога на земле, что соответствовало Ясе Чингисхана. В то время, как католическая религия считала наместником Бога на земле только Папу, а ханов приравнивала к простым смертным, что, конечно, не соответствовало мировосприятию ханов.
О достоверности выводов можно судить по конкретным результатам действий поздних времен. Когда Иван Грозный начал посягать на владения и имущество Московской церкви, то московский митрополит сослался на грамоты (ярлыки) «старых царей», которые запрещали подобное делать. Он привел семь ярлыков, первым из которых был ярлык Менгу-Тимура 1267 года, хотя в первой половине XVI века в митрополичьей ризнице хранились ярлыки и хана Батыя, и хана Берке. Но был приведен именно ярлык Менгу-Тимура. И это сделано не зря.
Именно хан Менгу-Тимур после войны 1269-1271 годов стал первым законным царем «московского христианства». Он на это получил благословение Константинопольского Патриарха, а император и Патриарх получили от могущественного государства Евразийского континента гарантию своего существования. И они неоднократно пользовались поддержкой Золотой Орды.
Очевидно результатом военного похода на Константинополь стала полная зависимость православия Мещеры и Тмутаракани от ханской власти. В Московии с 1272 года не найдем ни одного митрополита или епископа, которые бы заняли кафедру без ханского ярлыка. И это продолжается до сегодняшнего дня. Только сначала их выдавали ханы, потом цари и московские генсеки и президенты. С тех пор Православная церковь стала обычной идеологическим оружием «государей» Московского государства. И это не выдумки. Вот что отметил российский профессор Г. В. Вернадский:
«Русский народ получил два богатых исторических наследства — монгольское и византийское. Монгольское наследство — Евразийское государство. Византийское наследство — православная государственность...
Соотношение между влиянием монгольским и византийским в русской истории есть соотношение между порядком факта и порядком идеи. Монгольское наследство облегчило... создание плоти Евразийского государства. Византийское наследство вооружило его нужным для создания мировой державы строем идей» [115, с. 33]
Это дает возможность понять, почему сегодня московский поп Кирилл носится с идеей «русского мира». То гнилая идея московской «мировой державы».
Очевидно итогом военного похода стала возможность ханов Золотой Орды использовать церковь в своих интересах. То, что православные храмы Золотой Орды воздавали хвалу своим земным царям (ханам), молились за них и их семьи, свидетельствует об узаконенном церковном догмате. Этот догмат начали насаждать в Мещере и Тмутаракани при хане Батые, но узаконен он был при Менгу-Тимуре.
Теперь церковь имела полное право отлучать улусного князя от себя за непослушание хану (царю), если же хан требовал большего, то могла и подвергнуть человека анафеме. Этим позорным правом Московская церковь пользовалась постоянно в угоду своей власти. Вспомним хотя бы отлучение от церкви всех псковитян по требованию хана Узбека. И таких примеров из истории московской церкви можно приводить много. Церковь полностью перешла на службу золотоордынским ханам.
Сохранился первый ярлык Менгу-Тимура, выданный митрополиту Кириллу 1 августа 1267 года! Его оригинал на уйгурском языке (язык деловой переписки в Орде и Московии) московиты никогда не печатали.
«Вышняго Бога силою, вышняя Троица волею Менгутемирово слово
людским баскакам,
и князем, и полчным князем,
и к данщикам, и к писцем,
и к мимоездящим послом,
и к сокольником, и к пардусником.
Чингиз-царь, — потом что будет: дань или корм, а не замают их, да правым сердцем Богови за нас и за племя наше молятся и благословляют нас, — тако молвя.
И последний цари по тому же пути пожаловали попов и черныцев: дань ли, или иное, что ни буди: томга, поплужное, ям, воина, кто чего ни спросит, и рекли были — дати. Кто паки того у нас не ведает? Вси ведаем.
И мы, Богу моляся и их грамоты не изыначили, так молвя по первому пути: которая дань, или корм, кто ни будет, — да не просят; ям, война, тамга — не дают; или что церковное: земля, вода, огороды, винограды, мельници, зимовища, летовища, — де не заимают их; и аж будут поимали, и они да воздадут назад; а что церковное: мастеры, сокольницы, пардусницы, кто ни будет, — да не заимают их: книги, или ино что, — да не заимают, ни емлют, ни издерут, ни погубят их; а кто имеет веру их хулити, тот человек извинитца и умрет.
Попове един хлеб ядуще и во едином дому живущее: у кого брат ли, сын ли, и тем по тому же пути пожалование, аже будут от них не выступилися, будет же ли и от них выступилися, — дань ли, или ино что, ино им дати.
А попове от нас пожалование по первой грамоте, Бога молящие и благословляющее нас, стойте; а иже имеете не правым сердцем молитися о нас Богу, тот грех на вас будет. Так молвя: оже кто не поп будет, иные люди, а к себе имеет принимати, хотя Богови молитися, что в том будет. Так молвя: сему митрополиту грамоту дали есмя; сию грамоту видящее и слышащее от попов и от чернцов ни дани, ни иного чего не хотят, ни возьмут баскаци, князи, писцы, поплужницы, таможницы; а возмут, и они по велицей язе извинятца и умрут.
Тако молвя.
Заечьего лета, осеняго перваго месяца, в четвертый ветха. На Талы: Писано» [94, с. 58—59].
В ярлыке на первом месте поименованный обладатель улуса - баскак, а уже дальше идут различные князья и руководители служб. Интересно обратить внимание и на то, что все улусы Орды, в том числе и улусы Беркечара, Чилаукуна, Мухаммеда и другие, были забиты государственными службами, которых только этот ярлык насчитывает восемь.
Крупные свидетельство времен Золотой Орды мы бы получили, если бы московиты не утаили в своих тайных хранилищах ярлыки так называемых князей. А ведь они до сих пор хранятся в московских тайниках, что показал князь М. А. Оболенский.
Подъем Золотой Орды начался со времен хана Менгу-Тимура. В его царствование власть стала стабильной и предсказуемой. В государстве действовали законы Ясы Чингисхана, а все улусы подчинялись центральной власти, которая сидела в столице Сарай-Берке.
Со времен Берке-хана Золотая Орда была самостоятельным государством, не подчиняясь Великому Хану. Так, к Менгу-Тимуру потянулись все улусные ханы, епископы и митрополит, чтобы получить от новой власти ярлыки на свои должности. Хан оставил всех улусных князей, закрепив за их родами старые улусы (княжества).
Сын хана Берке (после принятия христианства - Петр) в свое время оставил столицу и воспитывался у ростовского епископа Кирилла. Скорее всего, он родился в 1247-1250 годах. Приближалось время, когда Менгу-Тимур должен был вернуть ему родительский улус (междуречье Волги и Дона от современного Волгограда до Кавказского хребта). А Менгу-Тимуру делать этого не хотелось. Потому что по законам государства все земли хана Берке после его смерти в 1266 году отошли ему.
Поэтому по окончании войны с Византией (1269-1271), во время переписи населения, хан Менгу-Тимур в 1271 году пригласил к себе улусного хана (князя) Чилаукуна («Бахмета Усейнова сына») и Петра-царевича (сына Берке-хана) и передал царевичу из рода Берке часть владений рода Чилаукуна. По сути, он передал принцу Петру неосвоенные дикие земли по Москве-реке.
Мотивы, на которые ссылался Менгу-Тимур, были чрезвычайно важными, на них постоянно акцентировали внимание Митрополит Золотой Орды Кирилл и епископы Мещерского и Темниковского улусов. Не забывайте: Православная церковь Золотой Орды, получив в 1267 году привилегии от Менгу-Тимура, полностью поддерживала своего Царя, а после 1271 года - официального Царя Православной церкви Золотой Орды.
Основными мотивами хана были:
Во-первых, прекращение ухода лесного населения из Мещерского улуса на запад, за Москву-реку. Финское население Мещеры бежало в глухие леса, спасаясь от православного крещения и ханской дани, а особенно - принудительной воинской повинности. Надо иметь в виду, что хан Чилаукун был язычником и придерживался старой веры Чингисидов - тенгрианства, а следовательно, относился к православной вере безразлично.
Во-вторых, помощь Православной церкви в принудительной христианизации финского населения, которая вела к закреплению населения вокруг храмов и увеличение ресурсов государства, как военных, так и общегосударственных.
Пожалуй, улусный хан Чилаукун согласен был поддерживать меры Менгу-Тимура, но, конечно, противился передаче своей земли царевичу Петру. Поэтому нет ничего удивительного, что, возвращаясь из ставки Менгу-Тимура в конце 1271 года, хан Чилаукун «умер в пути». И этого хана Чингисидов уничтожили по обычной схеме - отравили, потому что людей из рода Чингисхана нельзя было уничтожать физическим насилием. Так умерли: Гуюк, Батый, Сартак, Чилаукун и многие другие.
Российская историография не придумала ничего умнее, как вместо хана Чилаукуна ввести в свою хронологию двух Ярославов: так называемого Ярослава Всеволодовича и его сына Ярослава Ярославича. Первый (хотя и погиб в Германии в 1241 году) «подменил» хана Чилаукуна с 1238 по 1246 годы, а второй - с 1246 до 1271 годы. Хотя, как мы помним, Чилаукун «посев Мещеру и владел ею» со времен завоевания. И, конечно, во владениях ханов Чингисидов параллельного обладателя Рюриковича существовать не могло. Своими выдумками московиты довели свою историческую науку до полного абсурда.
Подъем Золотой Орды начался со времен хана Менгу-Тимура. В его царствование власть стала стабильной и предсказуемой. В государстве действовали законы Ясы Чингисхана, а все улусы подчинялись центральной власти, которая сидела в столице Сарай-Берке.
Со времен Берке-хана Золотая Орда была самостоятельным государством, не подчиняясь Великому Хану. Так, к Менгу-Тимуру потянулись все улусные ханы, епископы и митрополит, чтобы получить от новой власти ярлыки на свои должности. Хан оставил всех улусных князей, закрепив за их родами старые улусы (княжества).
Сын хана Берке (после принятия христианства - Петр) в свое время оставил столицу и воспитывался у ростовского епископа Кирилла. Скорее всего, он родился в 1247-1250 годах. Приближалось время, когда Менгу-Тимур должен был вернуть ему родительский улус (междуречье Волги и Дона от современного Волгограда до Кавказского хребта). А Менгу-Тимуру делать этого не хотелось. Потому что по законам государства все земли хана Берке после его смерти в 1266 году отошли ему.
Поэтому по окончании войны с Византией (1269-1271), во время переписи населения, хан Менгу-Тимур в 1271 году пригласил к себе улусного хана (князя) Чилаукуна («Бахмета Усейнова сына») и Петра-царевича (сына Берке-хана) и передал царевичу из рода Берке часть владений рода Чилаукуна. По сути, он передал принцу Петру неосвоенные дикие земли по Москве-реке.
Мотивы, на которые ссылался Менгу-Тимур, были чрезвычайно важными, на них постоянно акцентировали внимание Митрополит Золотой Орды Кирилл и епископы Мещерского и Темниковского улусов. Не забывайте: Православная церковь Золотой Орды, получив в 1267 году привилегии от Менгу-Тимура, полностью поддерживала своего Царя, а после 1271 года - официального Царя Православной церкви Золотой Орды.
Основными мотивами хана были:
Во-первых, прекращение ухода лесного населения из Мещерского улуса на запад, за Москву-реку. Финское население Мещеры бежало в глухие леса, спасаясь от православного крещения и ханской дани, а особенно - принудительной воинской повинности. Надо иметь в виду, что хан Чилаукун был язычником и придерживался старой веры Чингисидов - тенгрианства, а следовательно, относился к православной вере безразлично.
Во-вторых, помощь Православной церкви в принудительной христианизации финского населения, которая вела к закреплению населения вокруг храмов и увеличение ресурсов государства, как военных, так и общегосударственных.
Пожалуй, улусный хан Чилаукун согласен был поддерживать меры Менгу-Тимура, но, конечно, противился передаче своей земли царевичу Петру. Поэтому нет ничего удивительного, что, возвращаясь из ставки Менгу-Тимура в конце 1271 года, хан Чилаукун «умер в пути». И этого хана Чингисидов уничтожили по обычной схеме - отравили, потому что людей из рода Чингисхана нельзя было уничтожать физическим насилием. Так умерли: Гуюк, Батый, Сартак, Чилаукун и многие другие.
Российская историография не придумала ничего умнее, как вместо хана Чилаукуна ввести в свою хронологию двух Ярославов: так называемого Ярослава Всеволодовича и его сына Ярослава Ярославича. Первый (хотя и погиб в Германии в 1241 году) «подменил» хана Чилаукуна с 1238 по 1246 годы, а второй - с 1246 до 1271 годы. Хотя, как мы помним, Чилаукун «посев Мещеру и владел ею» со времен завоевания. И, конечно, во владениях ханов Чингисидов параллельного обладателя Рюриковича существовать не могло.
Скрыть текст С 1764 до 1792 года Екатерина II закрыла и уничтожила сотни старинных храмов и монастырей по всей Российской империи, сохраняющих открытую зависимость от Золотой Орды. Шла целенаправленная фальсификация, истреблялось абсолютно все, что напоминало об ордынском прошлом Москвы.