В ответ на: Мой начальник, получивший PhD в фармакологии (суммарно семь-восемь лет обучения), зарабатывает существенно меньше денег, чем сидящий в другом конце коридора вице-президент компании по маркетингу, который по образованию фармацевт (четыре года). А на другом этаже сидит Chief Financial Officer, который имеет MBA (суммарно шесть лет), а зарабатывает в несколько раз больше, чем эти двое вместе взятые. Где она, прямая корреляция?
Очевидно, что более квалифицированный работник будет выполнять более сложную работу. И даже если оплата более квалифицированного специалиста будет такой же, как и менее квалифицированного, на более простую работу найти замену работнику куда проще. И претендентов будет больше. Поэтому и оплату можно снизить, как собственно и происходит. В качестве подтверждения приведу цитату Пола Зейн Пильцера (один из ведущих советников администрация Дж. Буша, в качестве советника им и была написана эта книга) из его книги "Unlimited Wealth. The Theory and Practice of Economic Alchemy." ( N.Y., Crown Publishers, 1990)
----------
Таким образом, в мире "алхимии" благосостояние увеличивается путем уничтожения нерентабельных рабочих мест и создания новых, более производительных. По мере развития технологии ликвидируются целые профессии; тем не менее валовой национальный продукт остается неизменным, поскольку общество по-прежнему получает товары и услуги в результате операций, которые теперь выполняются машиной. А когда вытесненный рабочий находит новую работу, валовой национальный продукт увеличивается, и благосостояние общества значительно возрастает. Это "алхимический" процесс, при котором наше реальное благосостояние возрастает экспоненциально.
----------
Т.е. уже 17 лет назад было очевидно, что низкоквалифицированный труд будет вытесняться машинами - что сейчас повсеместно и происходит. Заводы с сотнями работников заменяют одной автоматической производственной линией, за которой присматривает один-два человека. Технолог производства майонеза "Махеев", по словам одного из владельцев, пришел однажды просить повышения зарплаты. На что получил ответ - "технолог у меня в Германии, тот, кто производственную линию настраивал. А ты просто за этой линией приглядываешь, чтобы сбоев не было. Какой же ты технолог и за что тебе зарплату повышать?" Может, я не дословно привел, но суть передал верно. Число рабочих мест, не требующих высокой квалификации, резко сокращается, и тенденция эта сохранится в будущем Малообразованные слои уже сейчас нищают с коллосальной скоростью. Я время от времени занимаюсь оформлением потребительских кредитов (суммы в среднем 20-25тыс). Соотношение количества людей с высшим образованием, к среднему - примерно 1:15 - 1:20. То есть даже наше образование худо-бедно, но дает возможность заработать больше.
Жаль, не могу найти откуда у меня данные, но приведу:
----------
С 1968 по 1977 год в Соединенных Штатах реальный доход рабочих (с учетом инфляции) вырос на 20 процентов, и это увеличение не зависело от уровня их образованности. Люди с незаконченным средним образованием повысили свой доход на 20 процентов, выпускники колледжей - на 21 процент.
Но (!) за последующие десять лет разница в уровне образования стала решающим фактором. С 1978 по 1987 год доходы в целом выросли на 17 процентов, однако заработная плата работников со средним образованием фактически упала на 4 процента, а доход выпускников колледжей повысился на 48 процентов. Число рабочих мест, не требующих высокой квалификации, резко сокращается, и тенденция эта сохранится в будущем . Как раз в эти годы США и стали мировой сверхдержавой, специализирующейся на производстве наиболее высокотехнологичных благ.
По данным М.Линда, с 1979 по 1985 год доходы выпускников колледжей выросли на 8 процентов, а людей со школьным образованием упали на 20 процентов. Глобализация экономики с уже 1972 по 1985 способствовала повышению суммарных доходов высокообразованных работников на 33 млрд. долл. и снижению доходов средних рабочих на 46 млрд. долл.
В 80-е годы реальная заработная плата для имеющих высшее образование мужчин увеличилась на 13 процентов, а для имеющих незаконченное высшее образование снизилась на 8 процентов. Для мужчин со средним образованием почасовая ставка сократилась на 13 процентов, а те, кто не окончил даже среднюю школу, потеряли 18 процентов заработка.
В 1979 году недавние выпускники высших учебных заведений получали на 23 процента больше, чем окончившие среднюю школу, а в 1989 году эта разница выросла до 43 процентов. Для лиц мужского пола более старшего возраста она также увеличилась - с 42 процентов в 1979 году до 65 процентов в 1989 году. Для женщин эта разница оказалась еще существеннее: среди более молодых она увеличилась с 32 до 54 процентов, а среди женщин постарше - с 36 до 70 процентов.
На протяжении 1973-1997 годов заработная плата американцев, не получивших высшего образования, стабильно снижалась (с 12,5 до 10,9 долл. в час в ценах 1997 года). Растущую бедность низкоквалифицированных работников в США вызывает несоответствие между все более высокими требованиями, предъявляемыми работодателями к персоналу, и уровнем квалификации, с которым молодежь выходит на рынок труда.
----------