Каляки- маляки
Детские рисунки — это заклинание
Все дети любят рисовать. Почему? Что ребенок при этом чувствует? А вдруг он новоиспеченный Репин или Пикассо? Многие поколения наших детей выросли на рисунках Чижикова. Виктор Александрович с 1965 года рисует для популярного журнала “Веселые картинки”. Он автор олимпийского Мишки. Неоднократно Чижиков возглавлял жюри различных конкурсов детского рисунка и наверняка знает...
— ...почему ребенок начинает рисовать?
— Чтобы защитить себя от страхов. Нечто похожее происходит у австралийских аборигенов. Перед тем как идти охотиться на зверя, они рисуют животное и пронзают его копьем — сначала на рисунке, а потом по-настоящему. Рисование похоже на первобытное заклинание.
— Вы тоже начали рисовать от страха?
— Вспоминаю себя в 6—7 лет. Нашу семью эвакуировали в Ульяновскую область. Хозяйка время от времени обклеивала комнату свежими газетами и просила меня рисовать цветы на альбомных листах, которые я привез с собой. Вот вам и вторая причина — сделать жилище красивее. Тогда я рисовал уже осознанно, по заказу и за работу получил свой первый гонорар — ржаную плюшку из печки.
Еще в детских рисунках очень много патриотизма, пережитого ими самими, а не вычитанного из газет. Тонко организованные, впечатлительные детишки могут вдохновиться от красивого заката или пейзажа и попытаться его изобразить. Но это большая редкость. Большинство детских рисунков — вариации на тему добра и зла.
— Стоит ли вести ребенка в художественную школу?
— Обучение рисунку может погубить то, чем обладает ребенок. Представьте себе две студии: “Орленок” и “Поросенок”. “Орлята” рисуют только гуашью и исключительно натюрморты, а “поросята” специализируются на пастели и пейзажах. Просто диву даешься! Преподаватели растят себе подобных. А ведь надо же разобраться, на что ребенок горазд и в чем его призвание!
— Так все-таки стоит или нет? И в каком возрасте?
— Отдавать лучше в 10—12 лет, потому что остается 3—4 года подумать о своем призвании до поступления в институт. Вопрос в другом. Когда любимое занятие становится обязательным, оно может перестать быть любимым. Как, например, было с Паганини. Он играл только потому, что отец лупил его как сидорову козу и запирал в чулан.
— Но из Паганини вырос гений! Значит, многое все-таки зависит от учителя...
— Преподаватель должен тонко чувствовать острые моменты. Не руководить детьми, как Кутузов на Бородино, а аккуратно направлять. Видеть, кого обязательно нужно похвалить, а кому это строго противопоказано. Нести в себе эстетику и не нарушать тишины во время работы. Это очень важно.
— А чем лучше начинать рисовать?
— По большому счету, основа всего — черно-белый рисунок. Цветные средства не надо брать в руки преждевременно.
— Виктор Александрович, что вообще можно называть рисунком?
— Абсолютно все, что нарисовано. Будь то каляки в тетрадке, буква “А” (недаром до вездесущих компьютеров самими уважаемыми были шрифтовики) или аппликация. Существует единственная градация — хороший рисунок или плохой.
— Почему кто-то рисует исключительно пейзажи, кто-то — натюрморты, а кто-то пишет портреты?
— Все зависит от интересов ребенка. Просто некоторые детишки боятся рисовать движущиеся предметы. А другим неинтересно рисовать банку на фоне заката или морковку на фоне восхода.
— Может ли рисунок помочь ребенку в личном плане?
— Конечно! Если детям одиноко, они рисуют себе друзей.
— Что можно узнать о чувствах ребенка по его работам?
— Все зависит от настроения ребенка. И от генов. Если, грубо говоря, он родился в семье трусов, то по рисункам это будет видно.
— Если на альбомном листе появилось “черное пятно”, должны ли родители бить тревогу?
— Скорее всего малыш что-то увидел или прочитал. Ведь все дети жутко впечатлительные и болезненно реагируют на любые входящие сигналы.
— А что может подсказать, что у ребенка есть реальный талант к рисованию?
— Только если его за уши не оторвешь от кисточек и карандашей.
Московский Комсомолец
от 12.05.2003
Могу добавить от себя лично, что насколько я помню, стремление что-то нарисовать у меня начало появляться, когда родители начали больше оставлять меня на едине с самой собой и своими мыслями. Тогда видимо мечталось интенсивнее и хотелось как-то приблизить к себе свои мысли, сделать их живыми, как буд-то я вижу их в окошко... Просто мне никто не мешал начать рисовать. Сейчас я понимаю как это было тогда важно и я очень благодарна за это немешание
Детские рисунки — это заклинание
Все дети любят рисовать. Почему? Что ребенок при этом чувствует? А вдруг он новоиспеченный Репин или Пикассо? Многие поколения наших детей выросли на рисунках Чижикова. Виктор Александрович с 1965 года рисует для популярного журнала “Веселые картинки”. Он автор олимпийского Мишки. Неоднократно Чижиков возглавлял жюри различных конкурсов детского рисунка и наверняка знает...
— ...почему ребенок начинает рисовать?
— Чтобы защитить себя от страхов. Нечто похожее происходит у австралийских аборигенов. Перед тем как идти охотиться на зверя, они рисуют животное и пронзают его копьем — сначала на рисунке, а потом по-настоящему. Рисование похоже на первобытное заклинание.
— Вы тоже начали рисовать от страха?
— Вспоминаю себя в 6—7 лет. Нашу семью эвакуировали в Ульяновскую область. Хозяйка время от времени обклеивала комнату свежими газетами и просила меня рисовать цветы на альбомных листах, которые я привез с собой. Вот вам и вторая причина — сделать жилище красивее. Тогда я рисовал уже осознанно, по заказу и за работу получил свой первый гонорар — ржаную плюшку из печки.
Еще в детских рисунках очень много патриотизма, пережитого ими самими, а не вычитанного из газет. Тонко организованные, впечатлительные детишки могут вдохновиться от красивого заката или пейзажа и попытаться его изобразить. Но это большая редкость. Большинство детских рисунков — вариации на тему добра и зла.
— Стоит ли вести ребенка в художественную школу?
— Обучение рисунку может погубить то, чем обладает ребенок. Представьте себе две студии: “Орленок” и “Поросенок”. “Орлята” рисуют только гуашью и исключительно натюрморты, а “поросята” специализируются на пастели и пейзажах. Просто диву даешься! Преподаватели растят себе подобных. А ведь надо же разобраться, на что ребенок горазд и в чем его призвание!
— Так все-таки стоит или нет? И в каком возрасте?
— Отдавать лучше в 10—12 лет, потому что остается 3—4 года подумать о своем призвании до поступления в институт. Вопрос в другом. Когда любимое занятие становится обязательным, оно может перестать быть любимым. Как, например, было с Паганини. Он играл только потому, что отец лупил его как сидорову козу и запирал в чулан.
— Но из Паганини вырос гений! Значит, многое все-таки зависит от учителя...
— Преподаватель должен тонко чувствовать острые моменты. Не руководить детьми, как Кутузов на Бородино, а аккуратно направлять. Видеть, кого обязательно нужно похвалить, а кому это строго противопоказано. Нести в себе эстетику и не нарушать тишины во время работы. Это очень важно.
— А чем лучше начинать рисовать?
— По большому счету, основа всего — черно-белый рисунок. Цветные средства не надо брать в руки преждевременно.
— Виктор Александрович, что вообще можно называть рисунком?
— Абсолютно все, что нарисовано. Будь то каляки в тетрадке, буква “А” (недаром до вездесущих компьютеров самими уважаемыми были шрифтовики) или аппликация. Существует единственная градация — хороший рисунок или плохой.
— Почему кто-то рисует исключительно пейзажи, кто-то — натюрморты, а кто-то пишет портреты?
— Все зависит от интересов ребенка. Просто некоторые детишки боятся рисовать движущиеся предметы. А другим неинтересно рисовать банку на фоне заката или морковку на фоне восхода.
— Может ли рисунок помочь ребенку в личном плане?
— Конечно! Если детям одиноко, они рисуют себе друзей.
— Что можно узнать о чувствах ребенка по его работам?
— Все зависит от настроения ребенка. И от генов. Если, грубо говоря, он родился в семье трусов, то по рисункам это будет видно.
— Если на альбомном листе появилось “черное пятно”, должны ли родители бить тревогу?
— Скорее всего малыш что-то увидел или прочитал. Ведь все дети жутко впечатлительные и болезненно реагируют на любые входящие сигналы.
— А что может подсказать, что у ребенка есть реальный талант к рисованию?
— Только если его за уши не оторвешь от кисточек и карандашей.
Московский Комсомолец
от 12.05.2003
Могу добавить от себя лично, что насколько я помню, стремление что-то нарисовать у меня начало появляться, когда родители начали больше оставлять меня на едине с самой собой и своими мыслями. Тогда видимо мечталось интенсивнее и хотелось как-то приблизить к себе свои мысли, сделать их живыми, как буд-то я вижу их в окошко... Просто мне никто не мешал начать рисовать. Сейчас я понимаю как это было тогда важно и я очень благодарна за это немешание