Спасибо на добром слове!
Ещё к теме:
Запретов в любом случае не должно быть много, они не должны быть слишком тесны, не должны отрицать и исключать проявления индивидуальности, творчества и фантазии со стороны ребёнка.
Но желательно, чтобы то, что запрещено категорически – было запрещено ВСЕГДА.
А не по принципу: «Вообще – нельзя, но если ОЧЕНЬ ПОПРОСИШЬ, то можно» (Варианты: «Сильно поплачешь», «Будешь вести себя хорошо» и т.п.).
Или, ещё того хуже – в зависимости от настроения родителей.
Маленькому ребёнку некоторые ограничения и рамки нужны для его собственной уверенности. Они не столько его ограничивают, сколько дают опору – иначе мир кажется слишком непонятным, непредсказуемым.
Наверное, это не вполне корректное сравнение, но эти «рамки», границы («можно/запрещено») дают уверенность, сравнимую с религиозной верой. То, чего не можешь («пока» или «вообще») знать наверняка, понять, потрогать или охватить одним взглядом - зачастую вызывает сомнения, страхи, тревогу, ощущение угрозы…
Вера в таком случае заменяет знание, сама по себе является объяснением, вселяет уверенность и надёжность. Соблюдение принципов Веры (заповедей, например) даёт людям ощущение одобрения со стороны Бога (Вселенной/Высшего разума…), ощущения «принятия» миром.
Но, зачастую, родители не уделяют должного внимания последовательности воспитания. Один раз сделал ребёнок что-то непозволительное – мама/папа просто улыбнулись снисходительно (настроение у них было хорошее) и ничего не сказали, другой раз взял - подзатыльник получил без объяснений, третий раз попробовал поплакать, попросить хорошо – родители сами разрешили («Лишь бы замолчал…»)…
И НЕ ЗНАЕТ этот ребенок, КАКОЙ РЕАКЦИИ ЕМУ в следующий раз ОЖИДАТЬ ОТ МИРА
!!! Отсюда, зачастую – тревожность, беспричинные капризы, раздражительность, порой даже агрессивность.
Отсюда в дальнейшем – изворотливость, даже лживость. По сути, этот ребёнок с трудом может иногда осознать то, что он лжёт – он просто создаёт ещё один вариант достижения цели – ведь ни один вариант не даёт ему уверенности в получении или «неполучении» недозволенного.
Или, наоборот – смирение, безволие… А мы потом удивляемся: «Нет собственного мнения…», «Все на нём ездят», «Не знает, чего хочет», «Не может сказать «нет»», «Попал под влияние плохой компании»…
И ведь ребёнок учится образцам поведения, реакциям у мамы-папы… А если эти реакции непредсказуемы?
А «НЕЛЬЗЯ, НО НЕ ВСЕГДА
» лучше заменить на «МОЖНО ПРИ ТАКИХ-ТО УСЛОВИЯХ :)». Эти «условия», желательно, тоже должны быть относительно постоянны. И объяснимы. Например: «В день можно съедать не больше…(1-2-3…) конфет. Потому, что иначе во рту будет слишком много сахара, могут появиться микробики, которые сахар любят. Прогрызут они в зубках дырки-домики для себя. Зубки будут болеть…». Пожалеете время на объяснения – возможно, будете потом (несколько лет спустя) думать: «Что же он всем на слово верит – неужели своей головы на плечах нет?…)
А ещё, очень важно ХВАЛИТЬ ребёнка за хорошее поведение, замечать и отмечать похвалой
и улыбкой :), лаской
даже малейшие проявления тех качеств, которые Вы хотите видеть в нём. И ПОХВАЛ ДОЛЖНО БЫТЬ БОЛЬШЕ! Для многих малышей это – лишний стимул сделать что-то «ещё лучше». И лишняя уверенность в том, что МИР ИХ ЛЮБИТ
!
Ведь, например, можно отругать ребёнка за «неправильно» завязанные шнурки… А можно похвалить за то, что он старается многое делать сам (учится делать что-то новое/помогает маме…)!
Всё ли мы в своей жизни СРАЗУ делали идеально? У некоторых, наверняка, в памяти «из детства» сохранились случаи, когда резкое слово, отвержение или осмеяние наших начинаний со стороны взрослых что-то в нас ломало :(. «Что это за гадость ты нарисовал?», «Твои стихи бездарны…» Или ещё того хуже: «Ты – полная бездарность», «У тебя всё равно не получится!»… И этот момент оставлял в нас лишь какую-то тайную, неосуществлённую мечту – просто «испугавшуюся отвержения»
? Не всем удаётся после этого реализоваться, обрести уверенность в себе… Даже по прошествии многих лет.
Хотим ли мы этого для своих детей?