Аскетическая мораль.
Одной из впечатляющих черт в богомильском учении является содержащиеся в нем взгляды аскетической направленности, затрагивающие различные стороны ежедневного бытия — умеренность в пище и питье, скромная одежда, воздержание от брачных связей. Взгляды, которые богомильские проповедники старались воплотить на деле. В этом отношении богомильство может сравниться с монашеством, где аскетическая мораль, как видно из уставных правил, сделано руководящим правилом. С тем существенным различием, что монахи изолировали себя от мира, и воспринятый ими образ жизни был самоцелью, а богомилы неустанно передвигались с места на место, среди народа, с Евангелием в руках, чтобы убеждать людей в правоте своего кредо. Отметим и то различие, что монашество это сословие, составляющее часть христианской православной общности, а богомилы находились в непримиримой оппозиции к церкви.
Показать скрытый текст.Одним из главных обличителей суровых аскетических призывов богомильских проповедников был Козьма Пресвитер. Той специально останавливается на их проповеди, что нельзя есть мясо и пить вино. Как видно из его слов, они утверждали, что употребление этой пищи есть распоряжение дьявола. Вот соответствующий отрывок в Беседе: "Слушая Господа, рассказывающего в Евангелии притчу о двух сыновьях, они считают, что старший сын это Христос, а младший, блудный, дьявол. И сами его называют Маммон. Еще его называют творцом и устроителем земных творений и думают, что он заповедал людям жениться, есть мясо и пить вино".
Утверждение, что питье вина есть "дьявольское дело" встречается и в некоторых апокрифах, которые богомилы знали и использовали. Таков апокриф "Варух", происхождение которого очень древнее, и славянский перевод которого был, видимо, достаточно популярен в Болгарии в средневековую эпоху. Когда говорится о создании рая и в одном из эпизодов апокрифа сказано, что там Сатанаил посадил лозу, и что она была греховным древом, которое послужило ему, чтобы обмануть Адама и Еву. Позднее, когда настал потоп, рассказывается в этом же апокрифе, Ной сохранил одну веточку лозы и посадил ее с согласия Бога, хотя и знал, что она происходила от того греховного древа. Однако Бог предупредил Варуха, что вино, которое получается из лозы, — опасное питье, и что "все те, кто пьет много вина, делают всякое зло".
В другом апокрифе, созданном, вероятно, в XII веке неким Панко, утверждается, что прегрешение, совершенное Адамом в раю, состояло не в том, что он взял яблоко от запретного древа, а в том, что пил вино. Этот вариант, придуманный Панко, связан с книгой Варуха, где вместо яблони появляется лоза.
Одним из оснований богомилов для отказа от вина и мяса было то, что их употребление предписывалось Ветхим Заветом. Об этом аргументе свидетельствует один текст из "Паноплия догматика". Богомилы, сказано там, считают Моисеев закон нечистым как верблюд (аллегорически истолкованный отрывок из Евангелия от Матфея) потому, что в нем встречаются разные греховные дела и, между прочим, и употребление мяса.
Довод, которым богомилы обосновывали свои взгляды, что нужно воздерживаться от вина, заключался в том, что питье создает много пьяниц и что является причиной несчастий и грехов. Этот довод проглядывает в их обвинениях, направленных против священников, что они пьянствуют и совершают и другие дурные дела, и что некому запретить им. Еще яснее сказано в послании никейского патриарха Германа. Еретики, пишет он, "порицают вино из-за пьяниц, тогда как должны порицать больше пьяниц, поскольку не вино их заставляет чрезмерно пресыщаться им". Убеждение, что вино наибольшее зло из-за того, что благодаря нему появляются пьяницы, которые совершают грехи, подкрепляется и апокрифической литературойВ апокрифе "Варух" говорится, что Бог предупреждал пророка хранить себя от вина, так как "те, кто пьют, творят всякое зло — ни брат имеет милости к брату своему, ни отец к сыну своему. Из-за вина происходят разбойничества, прелюбодеяния, блудодеяния. Всякое зло происходит из-за вина".
Интересны возражения церковных писателей против проповеди богомилов, что нельзя есть мясо и пить вино. Здесь активно реагирует опытный полемист Козьма Пресвитер. Опираясь преимущественно на цитаты посланий апостола Павла, он утверждает, что есть мясо и пить вино не грешно и не вредно, если только не чрезмерно. Вино, согласно писателю, может даже излечить человека. Так поступил Павел, когда дал вино больному Тимофею, и тот выздоровел. Грешно и может осквернить человека, утверждает болгарский священник, не то, что входит в уста его, а то, что исходит из них. Направленный прямо против богомилов Аргумент, которым он хотел показать, что опасно не употребление мяса и вина, а еретические проповеди. В защиту вина высказывался и патриарх Герман. Главная мысль патриарха в том, что само по себе умеренное употребление полезно, и что из-за пьяниц нельзя нападать на само питье. "Те, кто пьет умеренно, наполняются благоразумием и радуются телесным здоровьем — пишет он. Никто никогда не хулил железо, за то, что из него делается нож вора, не обращая внимания на пользу от него для изготовления земледельческих орудий и всяких других работ и занятий, при которых употребление железа неизбежно и полезно". Не только умеренная пища, но и скромная одежда была одним из советов богомильских проповедников. Одежда, которая не блестит внешней эффектности и излишнего щегольства. Если судить по одному отрывку в Беседе, основание взглядов подобного рода богомилы видели в одном из хорошо известных наставлений Христа, что не нужно полагать стараний о том, что будем есть и как будем одеваться. "Неприлично, — ссылались на эти Христовы слова богомильские проповедники, — трудиться и делать земные дела, как сказал и Господь, не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... потому что всего этого ищут язычники".
Пример скромной одежды давали сами богомильские проповедники. По внешнему виду они уподоблялись монахам — кроткие, смиренные, молчаливые. Так их описывает Козьма Пресвитер на начальных страницах Беседы, прежде чем взяться за свои разоблачения. Так около столетия позднее их описывает византийская писательница Анна Комнина, когда говорит о богомиле Василии.Проповеди против роскоши и за скромную одежду были присущи и предшествовавшим богомильству антицерковным учениям, манихейству и мессалианству. Наиболее ярко выраженными подобные взгляды были у мессалианина Евстафия, как видно из одной из анафем, произнесенных против его учения на соборе в Гангре в 341 г. Эта анафема была известна Козьме Пресвитеру и включена в общий список проклятий против богомилов, помещенный на последних страницах Беседы.
Однако мы едва ли можем удовлетвориться объяснением, что проповеди о скромной одежде имели только религиозно-теоретическую подоплеку и были результатом толкования слов Христа и воздействия прежних ересей. Думаю, здесь налицо и побуждения социального звучания, порожденные поляризацией общества в средневековой Болгарии. Побуждения, в которых выразились своеобразные социально-уравнительные тенденции, требовавшие, чтобы все выглядели одинаково, в простой, лишенной внешнего блеска одежде. Тенденции, которые характерны не только для богомильства, но и для других антицерковных учений в Европейском средневековом мире.
Вершиной подчеркнуто аскетического течения является отрицательное отношение богомильских проповедников к брачным связям. И здесь их взгляды совпадают с монашеским уставом, объявляющим безбрачие одним из основных требований. Совпадают с часто описываемым в житиях образом "земного ангела", который еще с молодых лет мечтает посветить себя на служение Богу и, вопреки настоянию родителей, упорно отказывается жениться. Но различие в том, что у богомилов се особенно сильно проявляется их дуалистическое миропонимание. И в особенности рождение детей как результат брачной связи. Здесь они видели вмешательство Сатанаила и греховную традицию, начавшуюся с прельщением Евы в раю злым Божьим противником. Этот взгляд засвидетельствован в одной из анафем в синодике Борила и в одной анафеме в письме на цареградского патриарха Феофилакта.(34) Упоминается о нем и в Беседе. Согласно Козьме Пресвитеру, богомилы называли женатых людей " слугами маммона", исполнявшими повеление дьявола, вступая в брак.
Соответствуют ли эти обвинения на болгарского священника истине, нельзя сказать с уверенностью. Несомненно одно — налицо отрицательное отношение богомилов к брачным связям в соответствии с их аскетическим идеалом. Отношение, которое с точки зрения нормальной жизни не может быть оценено положительно, и едва ли отвечало мыслям и настроениям преобладающей части болгарского народа.
Но не только с доводами дуалистической природы выступали богомилы против брака. Это основывалось на тексте Нового Завета и особенно на словах Христа: (Матфей 22:30), который сказал, что "в воскресении ни женятся, ни выходят замуж". Ссылались и на пример апостола Павла, который не был женат и сказал "хорошо... оставаться, как я". Однако одновременно они обращали внимания на отрывки из Евангелия и апостольских посланий, в которых брак считается чем-то нормальным и брачная связь между супругами рассматривается как благословенный Бога союз, который нельзя нарушить. Вообще, в этом случае они очень выборочно подходили к новозаветным писаниям, чтобы обосновать свое аскетическое кредо. Более того, в безбрачии они видели верный путь к небесному царству и утверждали, что "те, кто не оставит свою жену, не спасутся". Так малоазийские богомилы обосновывали свое отрицательное отношение к браку. Подобную мысль развивали и итальянские катары. "Никто, кто связан браком, не может спастись" — говорили они. Ведомые этим убеждением, богомилы считали одной из важнейших обязанностей всякого, кто хотел войти в круг "совершенных", отстраниться от своей жены и жить аскетической и полностью воздержанной жизнью. Это было первой и главной ступенью к преодолению греховной плоти и победе духа над телом. Если кандидатом в "совершенные" была женщина, она должна была отстраниться от своего мужа. Об этой практике говорит в своем сочинении Евфимий Акмонейский. "Учат (еретики), — пишет он — можете оставить своих жен, а жены — своих мужей". Порвав с брачной жизнью, богомилы хвалились перед своими слушателями, что они чистые и праведные "небесные жители" в отличие от женатых людей, "маммоновых слуг".
Отвергая брак, богомилы приходили к выводу, что брак, вопреки церковной точке зрения, никакое не таинство. Согласно боснийским патаренам, можно говорить только о духовном браке (nuptiae spirituales), который должно заключить между христианином — мужем, и верой — женой (inter christianum virum et fidem mulierem). Чтобы оправдать свои представления, они ссылались на слова апостола Павла: "Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я", и объясняли свадьбу в Кане как символическое, а не действительное бракосочетание, аллегорически толкуя текст Евангелия.
Проповеди богомилов против брака — и как связи между супругами, и как церковного обряда, встречали неодобрение со стороны церковных писателей. Ссылаясь на многочисленные цитаты, преимущественно из Павловых посланий, Евфимий Акмонейский опровергает своих противников и утверждает, что бракосочетание это установленный христианской религией акт. Так создается, говорит он, благословенное Богом семейство, в котором жена должна подчиняться мужу. Он заключает, что "в законном браке нет никакого греха".
Интересны рассуждения Козьмы Пресвитера. На основании мысли апостола Павла он подтверждает, что "девство", то есть безбрачие, есть нечто великое и возвышенное. Однако одновременно ясно дает понять, что ни в коем случае не одобряет отрицательных взглядов на брак: "Сам Бог заповедал и узаконил честный брак". С этих слов начинается аргументация писателя, направленная против богомилов. Следуют доводы, извлеченные из Ветхого и Нового Завета, и на первом месте — цитата из апостола Павла: "Всякий брак честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог". Второй довод: "И Бог в начале этого мира, когда создал Адама и Еву, благословил их, как пишет боговидец Моисей, и заповедал, чтобы от них умножились люди на земле". И, наконец, эпизод в Кане: "а наш Господь Иисус Христос был с учениками Своими на свадьбе в Кане Галилейской и превратил воду в вино и благословил брак". Следует отметить, что, как видно из Второй части Беседы, при защите брака Козьма Пресвитер имел в виду не только еретиков, но противостоял, хотя и не так остро, монахам, сходным по своей аскетической морали с богомильскими проповедниками. Не соглашаясь с мыслью, что аскетический образ жизни является единственным средством обеспечить спасение души, он упрекает тех, кто оставляет жен и детей и облачается без достаточной внутренней убежденности в монашескую рясу. Может случиться, утверждает писатель, что женатые люди достигнут царства небесного, а отшельники, бегавшие по горам, погибнут из-за того, что в их уме вращались мирские мысли. "Ни черные ризы нас не спасут, ни белые не погубят, когда делаем, что угодно Богу".
Скрыть текст Так Козьма Пресвитер, в конце своей критики против богомилов, высказал подчеркнутую сдержанность в отношении "черных братьев" — монахов. Он вообще был приверженцем более реалистичного образа "христианина", для которого излишни крайности аскетической морали, ведущие к отказу от дома и семейства. Несомненно, в этом отношении позиция Козьмы Пресвитера может оцениваться как более трезвая и приемлемая, чем позиция его оппонентов.