Ответ на сообщение Ересь гностицизма и ..... пользователя Pravsib
(42) «Иисус сказал: "Будьте проходящими мимо"».
Интерпретируя данное изречение, И. Иеремиас отмечает, что многие ранние христиане осознавали себя «странниками и пришельцами на земле» (Евр 11: 13; 1 Петр 2: 11; ср. Пс 38/39: 13; 118/119: 19). Действительно, подобные представления, как мы полагаем, не являются чуждыми Евангелию от Фомы. Рассматриваемый памятник может сходным образом призывать читателей презреть этот мир и уподобиться в нём чужестранцу... Как указывает Т. Баарда, чрезвычайно важно ответить на вопрос, чему именно 42-ое изречение метафорически уподобляет мир и мимо чего оно советует пройти? Исследователи предложили ряд примечательных параллелей, позволяющих ответить на этот вопрос. Мы остановимся только на двух, которые нам представляются наиболее интересными.
Первая параллель - одно из изречений, цитируемых в мишнаитском трактате «Авот» («Отцы»). Здесь мир отождествляется с прихожей, которую следует пересечь перед тем, как попасть в обеденный зал. «Рабби Иаков говорит:
"Этот мир подобен прихожей к миру будущему: оправь себя в прихожей, чтобы войти в триклиний".
Вторая параллель — это уподобление мира мосту, которое мы встречаем у ряда мусульманских авторов. Например, в трактате «Воскрешение наук о вере» суфийский мыслитель аль-Газали (1058-1111 н.э.) цитирует следующее изречение:
«Иисус - мир ему! - сказал: "(Этот) мир - мост. Перейдите же его и не обосновывайтесь на нём».
Это изречение мусульманская традиция влагает в уста Иисуса, что, в принципе, может указывать на его христианское происхождение. Любопытно, что сходное высказывание мы встречаем в средневековой латинской литературе, где оно уже не приписывается Иисусу. В своей «Учительной книге клирика» (ок. 1110 года н.э.) Пётр Альфонси (обращенный раввин, придворный врач арагонского короля Альфонсо I Воителя) приводит слова некого «философа»: «Мир подобен мосту: переходи (по нему), не останавливаясь». Вероятнее всего, Пётр Альфонси почерпнул эту метафору из арабской литературы.
Несмотря на то, что приведённые параллели весьма любопытны, следует заметить, что в лаконичном 42-ом изречении отсутствуют какие-либо намёки на уподобление мира мосту или прихожей. На наш взгляд, наиболее убедительное объяснение было предложено Ф. Селлью. Как указывает американский исследователь, многие античные надгробные надписи обращены к тем, кто проходит мимо. Слово «прохожий» в греко-римском мире твёрдо ассоциировалось с языком надгробных эпитафий - с голосом мертвеца, говорящего из могилы.
Ф. Селлью интерпретирует изречение 42 следующим образом. В Евангелии от Фомы Иисус назван «живым» - «тем, кто жив», (пролог, изречения 37, 52, 59). Напротив, мир - это «труп» (логия 61):
"Иисус сказал: «Тот, кто познал мир, нашел труп, и Тот, кто нашел труп, - мир недостоин его»".
Призывая читателей Евангелия от Фомы быть «проходящими мимо», Иисус советует им не засиживаться в этом мире и не поддаваться влиянию «тех, кто мёртв» (изречение 11). «Люди света» (изречение 24) подобны путешественникам, которых мертвецы просят остановиться, прочитать надгробную эпитафию и вступить с ними в диалог.
Отметим, что предложенная интерпретация не является единственно возможной. Пожалуй, развивая мысль американского исследователя, проще будет допустить другое толкование. Поскольку выраженная здесь метафора предполагает взаимодействие двух персонажей (того, кто идёт мимо могилы и того, кто в ней лежит), Иисус в 42-ом изречении предлагает читателям Евангелия от Фомы выбрать один из двух вариантов: вы можете быть либо прохожими, либо покойниками; перестаньте быть мертвецами, будьте теми, кто жив.
Однако, возможно и третье толкование, которое представляется нам более удачным. Поскольку мир - это тело, а тело, согласно орфическим, пифагорейским и платоническим представлениям, подобно могильному камню, мы можем предположить, что в изречении 42 мир отождествлён с погребением.
Иначе говоря, мир - это могила, которую следует обойти стороной."
И.Ю. Мирошников, «Евангелие от Фомы: идеологическое своеобразие и место в истории религии»
«Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях, и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1:27)