Погода: -12°C
  • Человеку неверующему сложно понять теологическое обоснование христианских заповедей. Но, учитыая мнение людей далеко не глупых, даже не крещённому следует с вниманием отнестись к содержанию этих базовых правил жития. Однако, чтобы верно передать суть десяти заповедей непосвящённому, следует объяснить их содержание на языке обычных, обыденных мирских понятий.

    Очевидно, в этом случае понятие греха доложно отсылать к индивидуальному, чувственному опыту человека, причём опыт этот должен описываться в простых, бытовых понятиях. Так нередко делают церковнослужители в своих проповедях.

    К сожалению, в отношении конкретно заповедей, я встретил только одно понятное, психологиченое объяснение - про грех прелюбодеяния. Своими словами, в момент измены супруг отключается от семейной общности, переключает данное ему от природы свойство формировать общность с другим человеком на другого, после чего уже не может в полной мере вернуться к прежним отношениям, потому что теперь у него уже две связи - каждая из них сформировалась в тот момент, когда он душой (умом, чувствами) целиком отдался своему увлечению.

    Такое объяснение меня полностью устраивает, тем более, что каждый человек, вероятно, понаблюдав за собой, может с достаточной степенью полноты объяснить себе, чем именно чревато такого рода предательство.

    Таким же образом можно вполне объяснить и первые две заповеди - не сотвори себе кумира, да не будет у тебя других богов. Механизм работает один - разделение потока внимания, "предательство" первичного эгрегора и соответственно выпадение из естественного, благопредписанного потока событий.

    Но про другие грехи говорится совсем мало. Даже тезис "прелюбодеяние это грех против собственного тела" уже непонятно как объяснить. А про базовый - чревоугодие - вообще мало чего говорится. Да, с медицинской точки зрения всё понятно, но как переложить на понятный, обыденный язык влияние чревоугодия на духовную сферу человека?

    Прошу сведующих сориентировать в этом вопросе.

  • В ответ на: ... переключает данное ему от природы свойство формировать общность с другим человеком на другого
    Почитайте, к примеру, Фрейда. Физиологией человека заложено выживание вида через размножение, и если говорить про мужскую особь, то с максимальным количеством партнеров.

    Нам с тобой Голубых небес навес (с)

  • В ответ на: ... в момент измены супруг отключается от семейной общности, переключает данное ему от природы свойство формировать общность с другим человеком на другого, после чего уже не может в полной мере вернуться к прежним отношениям, потому что теперь у него уже две связи - каждая из них сформировалась в тот момент, когда он душой (умом, чувствами) целиком отдался своему увлечению.
    Не будучи "сведующим", мне думается что это определение можно распространить на любой вид греха. Ведь грех - это всегда отрыв от Бога и "формирование иных отношений", или иным словом, проткнутый лист бумаги уже никогда не станет целым.

    Поскольку я "не сведущь", то избегаю размышлять о сути греха, не будучи способным бороться с грехом и помыслами, дабы избежать прелести и не увлечься тем, о чем размышляю.
    Ибо как грех входит в душу человека?:
    Ибо сначала помысел начинает омрачать ум вожделетельной частью, потом душа склоняется на сласть греховную, не выдерживая брани, а наконец происходит сосложение, которое, как сказано, есть грех. Если продлится это, то отсюда порождается страстное влечение, которое мало-помалу приводит и к самому делу греховному, По сей-то причине Пророк и ублажает тех, кои избивают о камень младенцев вавилонских (Пс. 136, 9). Добротолюбие том 3 глава 22

    Капитан Очевидность

  • Поскольку я "не сведущь", то избегаю размышлять о сути греха, не будучи способным бороться с грехом и помыслами, дабы избежать прелести и не увлечься тем, о чем размышляю

    Но ведь существует не меньший риск впасть в прелесть, если практиковать заповеди механически, разве нет?

    Вы хотите сказать, что христианин в любых своих действиях каждый раз обращается помыслами к Всевышнему, что, таким образом, снимает необходимость каждый раз объяснять себе, как работает та или иная каноническая благодетель. Что это, своего рода, послушание - как путь, который ведёт человека к Богу, а гарантией верности выбранного направления является лишь чистота и устремлённость помыслов человека?

    Я верно понимаю, что в отрыве от церкви человек тоже не гарантирован от прелести (уклонения от пути праведного)? Ведь даже если практиковать, казалось бы, одни и те же благодетели, если внутренний репер - оущение божественного - сбит, можно уйти в сущий сатанизм, потому что ощущение Божественного, развивающееся изолированно, может постепенно видоизмениться, стать отличным от общепринятого, вплоть до диаметрально противоположного. А ощущение никаким образом иначе не откалибруешь, как через непосредственное общение со своим эгрегором, т.е. через церковь.

  • А про чревоугодие совсем непонятно. Притом, что это базовый, первичный грех, про него совсем мало говорится.
    Ну как понять, сколько достаточно есть? Когда занят делом, и так атоматически всё получатся как нжно, и чувство меры, и предочтение необходимого и отвержение постороннего, мешающего приходит естественным образом. Когда нет сомнений и проблемы нет.
    Но вот в промежутках, когда ясность притупляется - что, только в церковь? Опять под покровительство своего эгрегора, и иначе никак?
    Неправильно это. Вот осипов объясняет многие вещ простыми словами, человеку не нужно даже быть верующим чтобы получить развёрнутое толкование христианского понимания ряда нравственных и сугбо житейских вопросов. Но механизм греха, в особенности чревоугодия, обходится вниманием. А как же быть человеку неверующему? Ведь независимо от приверженности какой-либо конфессии, греховным поведением он всё равно наносит себе ущерб. Сначала покрестись, тогда и получишь? Ну это замануха прям какая-то

  • А человек неверующий зачем ему вообще препарировать понятие греха в христианстве? :dnknow: Волнует объедение - к диетологу, читать книги о вкусной и здоровой пище, про здоровый образ жизни.

    Давай, до свиданья, да, я - ненормальный
    И ты всё равно не поймёшь на прощанье
    Я сделаю вот что и ты никогда не умрёшь, до свиданья!

  • Зачем вам знать, зачем?
    Надо. За язык вас никто не тянет.

  • Иногда верно поставленный вопрос уже является ответом.
    Тут же изначально вопрос поставлен неверно, по моему скромному мнению.
    Ибо предлагается препарировать "механизм греха", теперь уже в частности чревоугодие, но в отрыве собственно от понятия греха. И скатываясь к каким-то чисто психологическим аспектам, в режиме устраивает/не устраивает объяснение.
    А ведь христианство - это не десять ветхозаветных заповедей. Это Новый Завет во всей полноте. И в отрыве от Священного Писания и Священного Предания, всё это становится просто обсуждением светской этики и здорового образа жизни.
    Православная энциклопедия "Азбука веры", на мой взгляд, хорошо структурирует вопрос, потому ссылка на неё, про чревоугодие.

    Давай, до свиданья, да, я - ненормальный
    И ты всё равно не поймёшь на прощанье
    Я сделаю вот что и ты никогда не умрёшь, до свиданья!

  • Механически не надо. Механические молитвы не больше щебета попугая.

    Христос сказал, что спасение может быть только через Него. Он - дверь, а Церковь - путь к Двери.

    Почему грех это плохо? Грех ведёт к болезни, а болезнь- к смерти. Нужно быть очень больным, чтобы находить удовольствие в саморазрушения. Именно это с нами всеми и происходит. Нет надобности организму пить вино, курить, объедаться, но большинство не может отказаться несмотря на знание вредности всего этого.

    Капитан Очевидность

  • Ещё человек не может знать, как работает благодать. Она не является частью нашей материальной Вселенной. Познать невозможно. Но Бог знает, и через Сына сообщает все что нужно знать, а про остальное сказано, что мы поймём в свое время, по Всеобщему Воскресению.

    Капитан Очевидность

  • Ну и про "эгрегор" Вы верно уловили, хоть это слово и придумал, как помню, Василий Головачёв с иной целью: чтобы создать ницшеанский мир без Бога.

    Господь не любитель нарушать Им же установленный порядок, люди чаще всего по Промыслу действуют вслепую или в силу неодолимой необходимости. Нужно очень любить Бога, чтобы отказаться от своей воли ради Бога и Его Замыслов.

    Капитан Очевидность

  • Если от обжорства пузо растет то грех. А просто кушать не грех. Тело, как образ Божий должно содержаться в чистоте телесной и духовной и ухожено питанием и необходимой защитой- одеждой в мере, принятой среди окружающих. То есть ездить на работу в метро в рубище будет странно и не по христиански.
    Всему должна быть мера.
    Я читал , в скоромные дни не только не благословляется поститься но и обязательно нужно кушать скоромное. Наряду с соблюдением постов и молитвой это ведёт ко всему прочему к здоровью
    Но ведь можно и с постной едой переборщить: поищите рассказ "Как купчиха постилась"
    Бог есть любовь, а любви надо радоваться.

    Капитан Очевидность

  • Говорят, что бесы тоже в Бога верят. Только Ему не молятся и не поклоняются.
    Человек, изучающий все о христианстве, но Церкви избегающий уподобляется бесам, которые и Писание знают, и смысл бытия, но используют свои знания против Промысла Божьего.
    Ты или с Богом или нет.

    Капитан Очевидность

  • В ответ на: А про чревоугодие совсем непонятно. Притом, что это базовый, первичный грех, про него совсем мало говорится.
    Ну как понять, сколько достаточно есть?
    Спросите у спортсменов. Они не только достаточно хорошо понимают механику своего тела, но так же точно могут сказать, сколь много пищи им потребуется, например, сегодня.
    Вкусная же еда, это следствие технического прогресса и создана она была многим позже заповедей.

    ikony-glivi.by

Записей на странице:

Перейти в форум

Модератор: