Что бы более не оффтопить на любезно предоставленной Правсибом площадке "Мораль и Нравственность", и поскольку мой оппонент принялся в ортодоксальном ключе масштабно освещать деятельность первоначальных христиан и их учение посредством копипаста догматических ресурсов, позволю себе некую обобщающую сумму. Она снимет многие поданные за истину, несуразности и прямую ложь и позволит прояснить понимание, на основе научных данных, происходящего в первые два-три века процессов в ранне-христианских общинах.
Каждый, кто хоть раз интересовался таким явлением, как гностицизм, знает, что сам термин гностицизм введен лишь в 17 веке кембриджским платоником Мором и обозначает широкое религиозно-философское течение, возникшее в 1 веке нашей эры. Что же было такого в этом учении, что заставило ортодоксальное
христианство во 2 веке развернуть настоящую войну против него, уничтожить все писания ранних христиан и написать внушительное количество томов, пытающихся опровергнуть это учение?
И действительно, вплоть до 19 века мы знали о гностическом христианстве только из сочинений ортодоксальных апологетов. И лишь после открытия библиотеки Наг-Хаммади в 1945 году у нас появилась возможность узнать, буквально из первых уст, то, чему верили "те, кто знают". Все известные попытки изложить гностический миф в чистом виде опирались на целый ряд рукописей гностиков, зачастую не только не связанных, но и противоречачих друг другу, либо на более развитую, позднюю мифологию. При этом исследователи сразу начинали анализ мифа, связывая его истоки с греческой философией, иудаизмом и принимая гностицизм, как парраллельное ортодоксальному христианству учение и, по умолчанию, считая гностиков сектантами.
Показать скрытый текстВ данной работе мы попытаемся вкратце и, по возможности, непредвзято изложить основы
гностического мифа на основании наиболее ранних гностических текстов, чтобы не оставалось поводов для фантазий и критического мифотворчества. Только объёмное понимание гностического мифа и его логики позволяет понять структуру мышления первых гностиков и дальнейшее развитие гностической мысли в сторону её украшательства и синкретизации с различными другими космогоническими моделями.
Опираться мы будем в основном на «Апокриф Иоанна» и «Евангелие от Фомы» так как изводы данных произведений с наибольшей вероятностью можно назвать самыми древнейшими из известных памятников христианства, включая изводы канонических Евангелий. Также базовым произведением мы будем считать и «Евангелие от Марии» из Берлинского Кодекса 8502. Кроме того, следующей нашей отправной точкой, конечно, будут канонические Библия и Евангелия в части наиболее аутентичных логий.
Пространная версия Апокрифа Иоанна, выбранная нами для изложения гностического мифа, по мнению многих исследований, является более поздней по отношению к краткой версии из Берлинского папируса 8502 и из кодекса III библиотеки Наг-Хаммади. Однако, различия являются в большей степени терминологическими и не влияют на саму структуру гностического мифа. Кроме того, пространная версия Апокрифа Иоанна имеет два высокопрофессиональных перевода. Качественные переводы Трофимовой, выполненный в 70-х годах прошлого века, и перевод Алексеева, выполненный около 2010 года, позволяют достаточно четко отделять аутентичный текст памятника от позднейших вставок и наслоений.
Итак, в основе гностической космогонии, опирающейся на Апокриф Иоанна, лежит понимание о едином вне мирном божественном начале, называемом Духом незримым, описать которое можно только в отрицательных образах - Он незримый, нерушимый, неограниченный, непостижимый, неизмеримый, несравнимый, о нём нельзя размышлять как о неком боге, богах или о чём-то подобном. Текст даёт понять, что Дух незримый или Свет это
всё и основа всего. Это весь мир, идеальный и реальный, и весь «строительный материал», из которого создан мир. Всё существует внутри этого Духа и нет ничего, что существует вне Его.
В Духе существует определённый порядок, проявленный Духом, для построения идеального мира Духа из Него самого в Нём самом. Этот порядок состоит из конкретных качеств, образующих структуру Духа. Основополагающее качество или Сила Духа это Мысль, которая названа материнским чревом всего, то есть любое действие или движение в идеальном мире начинается с Мысли, которая является категорией Жизни и названа Матерью.
Как далее повествует гностический миф Апокрифа Иоанна, Мыслью формируются другие основополагающие качества: Предвидение, Нерушимость, Вечная Жизнь и Истина. Все эти качества являются качествами Мысли, а следовательно, и качествами Духа. Принимая во внимание, что в раннехристианском понимании к Отцу постоянно применяется эпитет «Любовь», и учитывая содержание Апокрифа Иоанна, можно сделать вывод, что все эти пять качеств, включая Мысль, вместе являются категорией Любви и названы Отцом. Структура
качеств Отца является структурой в Духе, которая фактически обслуживает категорию Жизни - Мысль, приводя образы, возникающие в недрах Мысли в соответствие со структурой Духа. Мысль формирует образы. Нерушимость это качество, из-за которого ничто и никогда не сможет разрушить эти образы. Предвидение - то, что даёт возможность знать всю информацию от начала и до конца, Вечная Жизнь - то, что позволяет нерушимым образам существовать бесконечно и Истина, которая заключается в том, что все эти образы не имеют никакого изъяна, то есть принадлежат Духу и соответствуют его структуре. Все эти пять
качеств категории Любви присутствуют и в категории Жизни, следуя смыслу того же текста Апокрифа Иоанна. Будучи умноженными надвое (Мать и Отец - каждый обладает пятью), они формируют десять качеств, являющихся единым целым и называемых Мать-и-Отец или Десятерица. Любое движение Матери даёт толчок к началу синхронного движения Отца, которое Отец заканчивает вместе с окончанием движения Матери. Цикл движения Мать-Отец называется сизигией и повторяется бесконечно. Первое движение этих начал, первый цикл, воспроизводит категорию Знания, являющуюся инструментом, которым действуют Мать-и- Отец. Категория Знания называется Сыном, Словом и саморождённым Богом. Полный цикл движения Матери-и-Отца с одновременным воспроизведением категории Знания есть процесс Творения. То есть, категория Жизни рождает идею и образ, категория Любви приводит этот образ в соответствие с качествами Духа, и категория Знания завершает этот процесс реализацией образов, приведённых в соответствие с качествами Духа. Фактически при каждом цикле происходит дубликация базовой конструкции Жизнь-Любовь-Знание. Кроме
этого, категория Знания имеет несколько вспомогательных качеств, базовым из которых является Ум. Созданный таким образом идеальный мир, имеет восемь составляющих - пять качеств Отца (Мысль, Предвидение, Нерушимость, Вечная Жизнь и Истина), Сын-Слово, плюс Ум и Дело. Этот идеальный мир - Восьмерица или Огдоада, называется Полнотой или Плеромой. Мысль постоянно формирует образы, согласовывая их со структурой Духа, категория Любви приводит образы в соответствие со структурой Духа, а категория Знания реализует эти образы. Полнота находится в постоянном движении, воспроизводя внутри себя множество дубликатов, которые связаны каждый друг с другом, повторяя порядок, проявленный Духом. Фактически в Полноте находится постоянно увеличивающееся бесконечное количество дублей структуры Духа, которые одновременно являются одним целым. И эта вечно движущаяся сама в себе структура олицетворяет абсолютный порядок и покой.
Согласно гностической космогонии в одном из бесконечных дублей Полноты категория
Жизни в соответствии с порядком, проявленным Духом, начала цикл Творения. Синхронно с категорией Жизни начала движение и категория Любви. Однако, категория Знания, по неизвестным причинам и мотивам, не реализовала образы Мысли, приведённые в соответствие с качествами Духа. Поскольку категория Жизни не могла остановиться, находясь в вечном движении, то результат Творения получился не содержащим категории Любви и категории Знания. То есть Творение получилось не содержащим всех необходимых качеств Духа, а именно: Предвидения, Истины и Ума, и следовательно - не полным, что условно означает - не принадлежащим Полноте. Структура Полноты была нарушена. Неполноценное творение, называемое Первым Архонтом, имея в себе полноценную Мысль и являясь дублем материнского чрева, в соответствии с заложенным порядком Духа, с момента своего проявления начинает творить. При этом, не имея полного набора качеств Полноты,
неполноценное творение рождает образы в соответствии с порядком, заложенным в Духе, но без качеств, которые не были даны этому творению. Реализуя эти образы без соответствия со структурой Духа, тем самым реализуются изначально неполноценные творения, хотя и имеющие определённое подобие образов Полноты, но подобие скорее карикатурное из-за отсутствия полного набора качеств Духа. Являясь материнским чревом для создаваемого мира, Первый Архонт реализует этот мир без категорий Любви и Знания, без качеств
Предвидения, Ума и Истины. Это означает то, что созданный им мир не принадлежит Полноте ввиду отсутствия вышеупомянутых категорий и качеств. При этом, в соответствии с заложенным в Первом Архонте механизмом он, а по сути - она, создаёт в себе подобие категории Любви, то есть Отца и подобие категории Знания, то есть Сына, для реализации структуры своего творения. Но, в отличие от цикла творения в Полноте, цикл Архонта, продолжая плеромическую систему и создавая свои дубли, творит подобие циклов без
обязательных составляющих - Предвидения, Истины и Ума, то есть изначально неполноценные творения. Которые, однако, полностью повторяют и систематику, и цикличность Плеромы, порождая новые сизигии в виде новых «отцов» и «матерей». Таким образом, Первым Архонтом был создан его несовершенный мир, заполненный неполноценными, но вечными творениями. Несовершенный дубль в структуре Полноты нарушил порядок, существующий в Духе.
Полнота, восстанавливая свою структуру, изолирует мир Архонта внутри себя от себя же и пытается вернуть Силу-Мысль, присутствующую в Архонте для прекращения появления его новых творений, имеющих Вечную Жизнь. Для этого Архонту был показан образ категории Любви-Отца-Первого Человека. Эта демонстрация образа Любви подталкивает Первого Архонта на творение образа Первого Человека и Первый Архонт при помощи своих многочисленных творений изготавливает душевно-чувственный образ категории Любви и
невольно, по своему незнанию, перемещает в этот образ свою Мысль-Силу, чтобы заставить существовать созданный образ. Тем самым Первый Архонт лишается возможности творить вечные образы, а у созданного образа Любви появляется потенциал вернуться в Полноту, и тем самым окончательно восстановить нарушенный порядок в структуре Полноты. Для этого между Полнотой и изолированным миром Архонта создаётся путь из различных миров с определёнными функциями - своего рода фильтр, позволяющий образу Первого Человека постепенно проходя эту цепочку миров и очищаясь от наслоений изъяна, вернуться в Полноту в первозданном состоянии.
Все эти события, начиная с появления Первого Архонта до создания Первым Архонтом душевно-чувственного тела Первого Человека, кратко и отчасти аллегорически отражены в Библии в первой главе книги Бытия, равно как и в более ранних текстах мифологии Месопотамии. Отсюда и множественное число, якобы архаичное, в названии творящего Всесильного - Элохим и носящийся Дух Божий - Мысль - Мать и человек - мужчина и женщина в одном лице.
Лишённый Силы Первый Архонт при помощи своих творений, растворяет душевно- чувственный образ Первого Человека в единственной доступной ему форме вещества для творения - недолговечной, меняющей форму субстанции, не имеющей Предвидения, Нерушимости, Вечной Жизни и не принадлежащей Полноте, а следовательно не имеющей Истины - в материи. Поместив образ Первого Человека в материальный слепок и пытаясь вернуть себе Силу, Первый Архонт сумел разделить Силу на две части и поместил отделённую часть во второй материальный слепок, но вернуть себе Силу ему не удалось.
Скрыть текст
Отражаясь друг в друге, две части Силы умножались в своём отражении, тем самым притягивая из Полноты категорию Жизни. Эти два материальных слепка названы первыми мужчиной и женщиной.
Мы продолжим.
Тема требует вашего времени и внимания. Как и все в нашем деле. Подчеркну, это некая сумма, но не догма и не канон веры. Каждый на своем пути к Богу в личном мистическом опыте сможет для себя понять, что ему ближе. Сам понять. И освободиться от рабства невежества.