Ранняя христианская традиция описывает Керинфа как современника и противника Иоанна Богослова, который написал Первое послание Иоанна и Второе послание Иоанна в том числе и с целью критики Керинфа.[3][4] Все сведения о Керинфе известны только по сочинениям его богословских оппонентов. Сохранился рассказ о встрече в городе Ефесе Иоанна с Керинфом в бане[5].
Ириней и Ипполит приписывают ему египетское образование (αυτός Αίγυπτίων παιδεία άσκηλείς)[6].
Керинф различал Христа и Иисуса как две особые индивидуальности. Ириней Лионский в своем труде «Пять книг против ересей» пишет о Керинфе так:
«…мир сотворен не первым Богом, но силою, которая далеко отстоит от этого превысшего первого начала и ничего не знает о всевышнем Боге. Иисус, говорит он, не был рожден от девы, (ибо это казалось ему невозможным); но подобно, как и все прочие люди, был сын Иосифа и Марии, и отличался от всех справедливостью, благоразумием и мудростью. И после крещения сошел на Него от превысшего первого начала Христос в виде голубя; и потом Он возвещал неведомого Отца и совершал чудеса; наконец, Христос удалился от Иисуса, и Иисус страдал и воскрес; Христос же, будучи духовен, оставался чужд страданий» (Ириней I, 26).
Керинф и керинфианство
Керинф и керинфианство. Керинф один из первых видных еретиков и основатель так наз. секты керинфиан, жил в Малой Азии и был современником Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, который, судя по свидетельству св. Иринея, избегал еретика и не хотел даже быть с ним под одной кровлей, когда встретил его в бане, опасаясь, что Бог разрушит это здание (Против epeс. III, 3: 4; ср. Евсевия Ц. И. III, 28). В данном случае обнаружилась не ненависть к еретику, а «боязнь Апостола подвергнуться той же участи, какая приуготовлена Керинфу, ощущение того смертоносная веяния, каким окружен еретик и которое может заразительно повлиять и на других» (проф. М. Д. Муретов, Евсевий Памфил в «Прав. 0бозр.» 1881 г. III, стр. 652).
По свидетельству Блаж. Феодорита (Наег. Fab. II, 3) до своего прибытия в Малую Азию Керинф значительное время находился в Египте и здесь занимался философией. О том же свидетельствует и Ипполит в «Философуменах» (VII 33). Действительно, влияние иудео-александрийских (филоновских) идей на систему мировоззрения Керинфа несомненно. Но кроме того, на его системе заметно сказалось и влияние иудаизированного христианства. Судя по всему, Керинф по своему происхождение был иудей, и ни христианство, ни философское образование не могли ослабить его иудейских симпатий и изменить многих специальных воззрений иудейства [хотя иные, напр., Prof Theodor Zalin, Einleitung in das Neue Testament I; S. 351–463, подвергают сомнению иудаизм Керинфа]. Епифаний (Epeс. XXVIII, 1) даже с особою выразительностью выдвигает иудаизм Керинфа, а Ипполпт в «Философуменах» констатируют духовное родство между евионитами и Керинфом. И некоторые ученые, основываясь преимущественно на свидетельстве Епифания, считают Керинфа не гностиком, а судействующим. Только на свидетельстве Епифания основываются данные, что Керинф стоял во главе той иудаистической оппозиционной партии, которая восставала против Петра в Иерусалиме по поводу принятия Корнилия в христианскую церковь, а в Антиохии настаивала на обязательности закона для христиан из язычников; что он же нарушил спокойствие Галатов и поднял против Ап. Павла восстание в храме Иерусалимском. По свидетельству. римского пресвитера Кая (у Евсевия Ц. И. III, 28) и Феодорита, Керинф был хилиаст, т. е. ожидал наступления на земле тысячелетнего царства Христова.
Исходным пунктом мировоззрения Керинфа, как и Филона, служила противоположность деятельного принципа (жизни Бога) и страдательная – безличной неподвижной материи. Образование мира из материи обязано, поэтому, не Высочайшему Богу, а низшей силе, хотя и проистекшей из божества, но от него отдельной. Иначе говоря, по Керинфу, мир создан не Высочайшим Богом, а Богом Ветхого Завета, Который явился потом и законодателем на Синае; посредниками и помощниками Его в этом деле были ангелы. Но Бог Ветхого Завета Сам не знал Бога Высочайшего. Это неведение основывалось не на нравственном отпадении первого от второго, но только на различии их природ, на их физической как бы отдаленности и обособленности.
Этим мотивируется у Керинфа необходимость высшего и совершеннейшего откровения истинная Бога – в христианстве. В частности христология Керинфа была такова. Иисуса Христа он считал простым человеком, рожденным естественным образом от Иосифа и Марин.
По свидетельству Иринея, Керинф считал невозможным рождение Иисуса от Девы. Иисус, подобно другим людям, родился от Иосифа и Марии и отличался от всех справедливостью (justitia), благоразумием и мудростью (Против ерес. I, 26: 1). Свидетельство св. Иринея почти буквально повторяет Ипполит (Philosoph. VII, 33; ср. Епифаний Ерес. XXVIII, 1; Феодорит Haeretic. Fabul. II, 3; Августин. De haeres. VIII). О своем чрезвычайном предназначении Христос до своего крещения во Иордане ничего не знал. Здесь Христос (по Епифанию, тожественный со Св. Духом) сошел на Иисуса из отверзшегося неба. Благодаря этому соединенною со Христом, Иисус познал Отца, возвестил о Нем другим людям, а для убеждения в истинности своего учения получил силу творить чудеса. Соединение божественного Логоса с человеком Иисусом совершилось только внешним образом и на время; – оно не было единением внутренним и личным. В конце Христос удалился от Иисуса (in fine revolasse iteram Christum de Jesu), так что Иисус воскрес и страдал один; Христос же, будучи духовен, остался чужд страданий. Хотя Христос и воскрес, но уже как простой человек. Что Керинф не только допускал воскресение Христа, но учил и вообще о воскресении мертвых (вероятно, впрочем, только праведных), – об этом говорит выразительно Епифаний. По свидетельству Иринея, Ап. Иоанн свое Евангелие направлял, между прочим, и против Керинфа.
По свидетельству Епифания, последователи Керинфа назывались не только керинфианами, но и «меринфианами». Они отвергали послания Апостола Павла, между прочим потому, что в них говорится против обрезания; сами же керинфиане отстаивали необходимость обрезания, указывая и на пример Иисуса Христа.
С. Зарин