19-й день. 23 декабря. Маскат (Аль-Губра - Шатти аль-Курм).
Аль-Губра.
Оман является единственной страной в мире, где господствующей религией является ибадизм. Это религиозное течение в исламе, нечто среднее между суннитами и шиитами.
Во время противостояния шиитов и суннитов часть сторонников Али (четвертого халифа и лидера шиитов), обвинив его в нерешительности и предательстве интересов ислама, откололась от него. Их так и стали называть – хариджиты («отделившиеся»).
Основной идеей хариджитов была чистота ислама, строгое следование традициям и обрядам, фанатичная нетерпимость к инакомыслию и осуждение роскоши.
Наиболее непримиримые хариджиты повели вооруженную борьбу и против шиитов (убийство Али было совершено хариджитом), и против суннитов.
Ибадиты же составляли умеренное крыло хариджитов, и предпочитали добиваться своих целей религиозной пропагандой. Свое название секта получила по имени проповедника Абдаллы ибн Ибада, сформулировавшего взгляды ибадитов.
Как и в Йемене, вход в мечети в Омане для немусульман запрещен.
А поскольку оманцы, в отличие от активных и непосредственных йеменцев, сильно к иностранцам не пристают и никуда их за руку не тащат, случай пройти в мечеть с кем-то из местных мне не представился. Впрочем, я уже и сам не особо рвался – за предыдущие поездки мечетей насмотрелся достаточно, и внутри они, как правило, все одинаковые.
Единственная мечеть в Омане, куда открыт доступ для всех желающих — мечеть султана Кабуса или Большая мечеть, построенная султаном на личные средства в качестве подарка своим подданным на 30-летие его правления.
Мечеть находится в отдаленном от центра новом районе Аль-Гурба, километрах в 15 от Матраха. Таксист довез меня туда за 4 OR.
Комплекс мечети включает главный зал, какой-то еще отдельно стоящий небольшой зал - возможно, это был зал для женщин, к-е молятся отдельно (я его сначала принял за главный, и уже успел разочароваться), и крытые галереи по бокам.
В галереях вдоль стен сделаны ниши с образцами традиционных исламских и доисламских (нашедших потом отражение в исламе) орнаментов в разные периоды и в разных местах – мамлюкские, магрибские, древнеегипетские, среднеазиатские, индийские, османские…
В главный зал комплекса не пускают с сумками. Уж на что у меня была самая обычная - через плечо, и то охранник вежливо попросил оставить её перед входом.
Меня, впрочем, это нисколько не напрягло, я ж знаю, что криминала здесь нет — бросил сумку у внешней стены и спокойно гулял по мечети. А парень один так и не решился оставить свой рюкзак, стоял, мялся у входа, фотографировал интерьеры мечети через дверной проём...
Персидский ковер в главном зале — 60 на 70 метров — считается самым большим ковром в мире, 600 иранских женщин ткали его в течение 4 лет.
Наступать на ковёр, также как и прикасаться к стенам внутри мечети, и особенно к стоящим на полках Коранам, немусульманам запрещено — своим прикосновением «неверные» оскверняют священные места.
Мечеть открыта для немусульман только утром с 8 до 11 часов, все дни, кроме пятницы.
Народу в главном зале (и вообще на территории комплекса) много, в основном — иностранцы. Один индусский дедушка взахлеб рассказывал мне, что это самое красивое, что он видел за свои 70 лет жизни (был ли он в Тадж Махале?
).