Он был предан!, хоть и без лести (кстати это Павел I придумал ему девиз). никто выше его не поднимался, одно время он просто был И.О. царя)) подарил свою фамилию политике крайней реакции, полицейского деспотизма и грубой военщины.
Показать скрытый текстСтиль действий графа Аракчеева на административном поприще определялся целым рядом принципов, которые в их совокупности вполне позволительно, думается, назвать аракчеевской философией управления.
Вот некоторые основные постулаты данной философии, выраженные самолично Аракчеевым:
— «Мы все сделаем: от нас Русских нужно требовать невозможного, чтобы достичь возможного»;
— «Для того, чтобы заставить русского человека сделать что-нибудь порядочное, надо сперва разбить ему рожу»;
— «Без драки и телесного наказания все можно сделать, но надобно только твердость в намерениях и непеременчивость в исполнениях [иметь], дабы они видели, что командир, единожды определив какое дело, никогда от онаго не отступит»;
— «Французскими речами не выкуешь дело»;
— «Я педант, я люблю, чтобы дела шли порядочно, скоро, а любовь своих подчиненных полагаю в том, дабы они делали свое дело»;
— «У вас еще есть правило и хвастовство, чтобы подчиненные любили командира; мое же правило, дабы подчиненные делали свое дело и боялись бы начальника»;
— «Строгость нужна более для штаб- и обер-офицеров, нежели для военных поселян, и оное требую, ибо мои правила не сходятся с правилами, в армии употребляемыми; я полагаю, что когда строгость, — разумеется, справедливая, без интриг... — употребляется на начальников, то все пойдет хорошо, и солдаты будут хороши»;
— «Касательно же толков людских, то на оное смотреть не должно, да они ничего важного не сделают»;
— «Мнения публики столь различны, что на оныя никогда положиться нельзя, и лучшее мнение в свете спокойная в человеке совесть, я имею ее и буду с нею везде спокоен».
Мировоззрение, основанное на подобных принципах, создавало тип государственного деятеля, который оказывался в высшей степени эффективным в условиях России.
Имея такое мировоззрение, а к нему в дополнение — необыкновенную работоспособность, высокую образованность и сильный природный ум, граф Аракчеев был способен добиваться успеха в осуществлении реформ при самых неблагоприятных обстоятельствах.
Однако именно здесь таилась и драма Аракчеева как человека и государственного деятеля.
Свойства характера, которые делали его самым эффективным администратором в России первой четверти XIX века,
одновременно создавали ему в русском обществе репутацию «плохого», «злого», «жестокого» человека.
Государственный деятель, отличавшийся нечеловеческой приверженностью к установленным правилам и порядку, каковой обладал Аракчеев, и не мог в России иметь репутацию «хорошего» человека.
Об одном из самых поразительных случаев в жизни графа Аракчеева рассказал крестьянин Иван Шеллоник:
«Служил при графе писец, шестидесятилетий старичок, трудолюбивый и добрый такой. Аракчеев любил своего писца, и иногда этот писец сокращал гнев графа. Но однажды старичок в чем-то провинился перед графом, и граф приказал ему всыпать полсотни.
Началась расправа. Старичок взвыл...
Граф присутствовал при расправе, и, должно быть, жалко старика-то стало.
Но вместо того, чтобы отменить наказание, граф встал перед растянутым и привязанным к скамейке стариком на колени и почти со слезами умолял:
“Голубчик, потерпи, ведь пятьдесят положено, только-то, потерпи, дорогой!..”»
Поведение графа в этом случае полностью соответствовало его натуре.
Как-то он сказал Фаддею Булгарину:
«В жизни моей я руководствовался всегда одними правилами... Знаю, что меня многие не любят, потому что я крут — да что делать? Таким меня Бог создал!»
Скрыть текст