"Здесь мы подходим к самому главному принципу гностического христианства, резко отличающему его от победившей в истории ортодоксальной традиции.
Этим главным принципом является единство, точнее, даже единство-тождество Бога и человека (его духовной сути). Бог-Отец «в себе» не допускает никакого познания и описания, поскольку он находится за гранью всего существующего и для нашего мира является полностью Не-сущим. Но после того как неким опосредованным Ему образом проистекает существующий мир, он сознательно являет себя в мире в форме Христа - Разума, рождающего Человека Свыше. И любой другой человек оказывается таким же точно явлением Бога.
Нужно отметить, что основа для такого понимания Христа содержится в Евангелии от Иоанна, которое многие исследователи считают важным источником гностической версии христианства [Афонасин, 2002, с. 119–120].
Действительно, в Евангелии от Иоанна Христос постоянно говорит и о своем неразрывном единстве с Отцом и о единстве-тождестве со своими учениками, а через них и со всеми людьми.
«Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14:10). «Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14:19–20). «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 14:22–23). Вначале Евангелия от Иоанна Христос говорит о том, что он находится в единстве-тождестве с Богом-Отцом; чем ближе момент расставания Христа с учениками, тем чаще он повторяет тезис о своем единстве-тождестве с учениками и всеми верующими в него.
Эти два тезиса вместе, безусловно, означают, что люди могут быть в непосредственном единстве с Богом-Отцом, с тем Началом бытия, о котором говорится в первых строках Евангелия от Иоанна, через Свет Разума, Христа. Приведенные выше слова из Ин. 14:23 имеют особенно важный смысл: в них утверждается не просто единство Бога, Иисуса и его учеников, но имманентность Христа Богу-Отцу, а учеников Христу, т. е. имманентность Человека Богу.
Главный тезис гностического христианства о том, что Христос (а через него каждый человек) есть явление неведомого Бога в существующем мире, прямо высказан в Евангелии: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:17). Этот тезис повторяется в словах Иисуса в конце тайной вечери, когда на недоумение учеников (Фомы и Филиппа), которые не понимают, куда Христос уходит и почему утверждает, что они уже видели Отца, он так отвечает им: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. <...> Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? (Ин. 14:7, 14:9). Слова Христа означают, что он есть полное «явление» Бога в мире и никакого другого Бога существовать не может. Если и можно говорить о каком-то Боге-Отце, не совпадающем со Христом, то это как раз тот самый Бог, которого «никто никогда» не видел и не может увидеть, т.е. это несуществующий (Не-Сущий), или, может быть, более точно непроявленный, Бог.
Таким образом, Евангелие Истины выражает достаточно последовательную философскую систему, которую можно считать развитием гностической версии раннего христианства, истоки которой находятся в Евангелии от Иоанна.
Соответствующая система не осталась изолированным эпизодом в интеллектуальной истории Европы, а породила влиятельное направление философского развития, охватывающее множество известнейших мыслителей, среди которых можно назвать Мейстера Экхарта, Николая Кузанского, Дж. Бруно, Я. Бёме, Г. Лейбница, И.Г., Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, В.С. Соловьева, А. Бергсона.
Детальное исследование этой традиции еще остается делом будущего, однако прямая зависимость философских построений некоторых из указанных мыслителей (Бёме, Фихте, Шеллинга, Соловьева) от гностического христианства уже хорошо известна."
Взял на себя смелость серьезно подправить текст, потому что хоть человек и доктор наук, но порой.... кхе, путает мягкое с холодным.) Специально привел этот абзац, поскольку хорошо объясняет мысли из приведенного текста Евангелия от Иоанна.
Я выложу Евангелие Истины в оригинале здесь. Текст трудный для первого чтения, да и для десятого. Но после осмысления всех моментов, вы поймете его чрезвычайную важность.
Валентинианская монистическая традиция:
http://xpectoc.com/biblioteka-tekstov/perevody/biblioteka-nag-hammadi/1-kodeks/evangelie-istiny_2/
"Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас"! Евангелие от Иоанна.
Единство в Разуме и Истине. Единство не смотря на разные миры. Единство в Духе Бога и Человека.
В каждом человеке светит Солнце, нужно только не мешать Ему светить!
Вот настоящее Христианство.
А не.... кхе, кхе... Мож кому гараж "освятить"?
Иисус сказал: Я встал посреди мира, и я явился им во плоти. Я нашел всех их пьяными, я не нашел никого из них жаждущим, и душа моя опечалилась за детей человеческих.